ЕВКЛИД МЕГАРСКИЙ (Εὐκλείδης ὁ Μεγαρεύς) (ок. 435 – после 369 до н.э.), др.-греч. философ, последователь Сократа, основатель Мегарской школы. По преданию, именно к Е. приехали искать убежища афинские друзья Сократа (в т. ч. и Платон), устрашенные событиями, связанными с его казнью. Взгляды Е., по мнению античных доксографов, сформировались под влиянием не только Сократа, но и Парменида: «Существует только одно благо, лишь называемое разными именами: иногда мудростью, иногда богом, а иногда умом и прочими наименованиями, а противоположное благу он отрицал, заявляя, что его не существует» (D. L. II 106). Вероятно, это было утвердившимся мнением древних, ибо и Цицерон причисляет Е. к элейской традиции в философии (Acad. II 129). Монизм Е. также выражался в признании им одного бытия (Eus. Pr. Ev. XIV 17, 1), одной добродетели (D. L. VII 161). Также Е. не допускал умозаключений по аналогии, к которым систематически прибегали Сократ и Платон: заключения по аналогии опираются или на сходное, или на несходное; если на сходное, то лучше уж обращаться к самому предмету, а если на несходное, то и сама аналогия неуместна (II 107). Как все видные сократики, Е. писал сократические диалоги; по названиям известны: «Ламприй», «Эсхин», «Феникс», «Критон», «Алкивиад» и «О любви».
В историко-философской литературе нач. 20 в., после работ Шлейермахера и Целлера, было принято считать, что у Е. и мегариков было какоето свое учение об идеях, напоминающее платоновское, и что именно мегарики были теми «друзьями идей», которых критикует Платон в «Софисте» 246b–c, 248a, однако эта гипотеза историками философии более не разрабатывается.
Фрагменты:
Литература:
См. также лит. к ст. Мегарская школа.
М. А. СОЛОПОВА