Библиографическое описание:
Шичалин Ю.А. АРКЕСИЛАЙ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 184.


АРКЕСИЛАЙΑρκεσίλαος) (315 до н. э., Питана в Эолии – 241 до н. э., Афины), греческий философ, основатель и схоларх (с 270) Новой, или Средней (скептической), Академии. Ученик Теофраста, затем Крантора и Полемона (D. L. IV 29). Продолжая традицию древнеакадемической диа­лектики, довел до совершенства практику составления «равносильных» (ἰσοσθενεῖς) речей «за» и «против» на любую заданную тему; логическим выводом из этого был принцип воздержания от суждения (эпохе). Полемика со стоиками – вторая отличительная черта А. и созданной им Академии. Согласно Сексту Эмпирику (Adv. math. IV 150–157), возражения А. на­правлены главным образом против стоического учения о «постижении» (κατάληψις), определяемом как «согласие на постигающее представление» (συγκατάθεσις τῆς καταληπτικῆς φαντασίας). Указывая на противоречи­вость этой концепции и невозможность рассматривать «постижение» как критерий истины, А. отрицает существование «постижения» как такового. Однако теоретическая необходимость воздержания от суждения не избав­ляет от принятия решений на практике: здесь критерием является (как и у стоиков) вероятное (εὔλογον) (Ibid. 158). Всякое действие опирается на пред­ставление о приятном и на стремление к нему, что не расходится с принци­пом эпохе, который освобождает только от мнений (Plut. Adv. Colot. 1122 c, f). Таким образом, положительная разработка практической этики у А. фак­тически построена на стоических понятиях.

Свидетельства и фрагменты

  • Mette H.J. Zwei Akademiker heute: Krantor von Soloi und Arkesilaos von Pitane, – Lustrum 26, 1984, p. 41–94.

Литература

  • Coussin P. Le Stoïcisme de la Nouvelle Académie, – RHPh 3, 1929, p. 241–276;
  • Gigon O. Zur Geschichte der sogenannten Neuen Akademie, – MusHelv 1, 1944, S. 47–64;
  • Weische A. Cicero und die Neue Akademie. Münst., 1961;
  • Krämer H.J. Platonismus und hel­lenistische Philosophie. B.; N. Y., 1971, S. 33–54;
  • Levy C. Scepticisme et dogmatisme dans l’Acadé-mie. «L’ésoterisme» d’Arcésilas, – REL 56, 1978, p. 335–348;
  • Ioppolo A. M. Doxa e epoche in Arcesilao, – Elenchos 5, 1984, p. 317–363;
  • Long A.A. Diogenes Laertius, Life of Arcesilas, – Diogene Laerzio storico del pensiero antico. Atti del convegno 1985, Elenchos 7, 1986, p. 429–449.

Ю. А. ШИЧАЛИН