Библиографическое описание:
Щетников А.И. ТЕОН СМИРНСКИЙ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 724-726.


ТЕОН СМИРНСКИЙ (Θέων ὁ Σμυρναῖος) (1-я пол. 2 в. н.э.), представи­тель Cреднего платонизма. Известен как автор трактата «Изложение ма­тематических предметов, полезных при чтении Платона» (τῶν καθὰ τὸ μαθηματικὸν χρησίμον εἰς τὴν Πλάτωνος ἀνάγνωσιν, лат. сокр. Expositio) – популярной школьной сводки разного рода сведений из области арифмети­ки, гармоники и астрономии.

О жизни Т. сведений почти нет, за исключением того, что Клавдий Птолемей в «Альмагесте» (Synt. math. I, 2, 275 и 296–299) упоминает ряд наблюдений Меркурия и Венеры, произведённых «Теоном математиком» при имп. Адриане в 127–132 н.э. В Смирне (совр. Измир) была найдена статуя, установленная «жрецом Теоном для его отца, Теона философа-пла­тоника»; на основании стиля она также датируется временем правления имп. Адриана.

Текст Т. основывается на сочинениях многочисленных предшествен­ников, и прежде всего на компилятивных трудах перипатетика Адраста Афродисийского и платоника Трасилла Александрийского; кроме того, в тексте упоминается Деркиллид, чьим сочинением Т. также, возможно, пользовался. Т. опирается на научные результаты Архимеда, Эратосфена и Гиппарха, упоминает древних авторов пифагорейской традиции: Гиппаса, Филолая, Архита, Аристоксена.

Трактат Т. обращен к широкому кругу слушателей платонических школ, которые «не имели возможности упражняться в математике, но всё же хо­тели бы изучать писания Платона» (Expos. 1, 10–12 Hiller). В своем сочи­нении, жанр которого он сам определяет как «сокращенное изложение» (κεφαλαιώδη καὶ σύντομον παράδοσις), Т. ставит задачу рассмотреть «сущест­венные и необходимые характеристики важнейших математических теорем арифметики, музыки, геометрии, стереометрии и астрономии, без которых, как говорил Платон, невозможна блаженная жизнь» (1, 15–2, 1).

В дошедшем до нас виде сочинение Т. состоит из введения и трёх частей, посвящённых арифметике, музыке и астрономии. Во введении Т. говорит о цели своего сочинения, приводит многочисленные цитаты из Платона, говорящие о пользе изучения математических наук, а также сравнивает процесс обучения платоновской философии с порядком пере­дачи мистерий. «Первым идёт очищение, которое приобретается изуче­нием с детства требуемых математических наук… Посвящение состоит в передаче теорем философии, логики, политики и физики. Обозрением (ἐποπτεία) называется занятие умопостигаемым, истинно сущим и идея­ми. Увенчанием венками считается передача теории от усвоивших её к другим. Пятая ступень – это совершенная и торжествующая благая жизнь, которая, согласно самому Платону, есть уподобление богу, насколько это возможно» (15, 8–16, 2).

Арифметическая часть трактата (17, 25–46, 19) предваряется изложени­ем учения об одном (τὸ ἕν) и единице (μονάς). «Согласно пифагорейскому преданию, числа являются началом, источником и корнем всего. Число есть собрание единиц, или начинающееся с единицы восхождение и завершаю­щееся на единице нисхождение множеств. Единица же представляет собой предельное количество (начало и элемент числа), которое, будучи удалено из множества посредством отнятия и изолировано от него, остаётся оди­ноким и неизменным: ведь его дальнейшее рассечение невозможно. Если мы разделим чувственно воспринимаемое тело на части, по количеству оно станет из одного многим, и если каждую часть продолжать делить, всё окон­чится на одном; и если мы далее разделим одно на части, эти части произ­ведут множество, и деление частей снова окончится на одном» (17, 25–18, 15).Далее, «как число отличается от счислимого, так единица от одного. Число есть умопостигаемое количество, к примеру 5 как таковое и 10 как таковое, бестелесное и не воспринимаемое чувствами, но одним лишь умом. Счислимое же есть чувственно воспринимаемое количество – 5 лошадей, 5 быков, 5 человек. Единица является умопостигаемой идеей одного, и она неделима; а одно воспринимаемо чувствами, и о нём говорят как об одном: одна лошадь, один человек. Началом чисел является единица, а началом счислимого – одно. И одно, будучи воспринимаемым чувственно, может быть делимо до бесконечности, но не как число и начало чисел, а как чув­ственно воспринимаемое. А умопостигаемая единица по своей сути неде­лима, в отличие от чувственно воспринимаемого одного, делимого до бес­конечности. Счислимые предметы также отличаются от чисел, ведь первые телесны, а вторые бестелесны» (19, 13–20, 5).

Это различение умопостигаемого мира математических сущностей и чувственно воспринимаемого мира вещей, представляет собой усовер­шенствование пифагорейской доктрины, принадлежащее Платону. Во вся­ком случае, сам Т. указывает, что такие поздние пифагорейцы, как Филолай и Архит, этого различения ещё не знали, называя единицу – одним, и одно – единицей.

Далее в арифметическом разделе рассматриваются свойства различных видов чисел: чётных и нечётных, простых и составных, многоугольных и телесных, совершенных, избыточных и недостаточных, сторонних и диа­гональных. Приводимые результаты не сопровождаются при этом никаки­ми доказательствами.

В музыкальном разделе (46, 20–119, 21) говорится о ведущем значении числовой гармонии, рассматриваются основные элементы музыкальной теории. Т. сообщает о том, как пифагорейцы открыли числовую природу музыкальных созвучий, обсуждает космическую диатонику платоновского «Тимея». В рамках теории музыки рассматривается также учение о число­вых отношениях, пропорциях и средних.

В тексте Т. сохранилось много извлечений из сочинения Эратосфена «Платоник». Все они так или иначе связаны с учением об отношении, про­порции и средних. Прежде всего, это пассаж, связывающий имя Платона с задачей удвоения куба (2, 3–12). Далее, это ряд фрагментов, относящихся к уточнению сущности пропорции, отношения и интервала.

У Т. имеется также краткое описание пифагорейского алгоритма раз во­рачивания всех без исключения отношений неравенства из отношения ра­венства (107, 23–111, 9). Этот алгоритм рассматривается также Никомахом из Герасы во «Введении в арифметику» и Ямвлихом в «Комментарии к арифметике Никомаха». Текст Т. интересен тем, что позволяет установить источники. Во-первых, это книга Адраста, в которой содержалось некое доказательство. Во-вторых, это книга Эратосфена, в которой доказатель­ство опущено. Но раз оно было опущено, значит оно уже существовало прежде, что подтверждает древнее происхождение данного алгоритма, от­крытого либо математиками Платоновской школы, либо их предшествен­никами.

Здесь же передаётся древнее пифагорейское учение о четвери­це (τετρακτύς) и декаде, и обсуждаются свойства чисел первой десятки. Четверица – это первые четыре числа 1 2 3 4; в сумме они дают десять, т. е. декаду. В четверице обнаруживаются основные музыкальные созву­чия, от двойной октавы 4 : 1 до кварты 3 : 4. Но пифагорейцы почитали ее не только по этой причине, ибо они считали, что в ней заключена природа целого (τῶν ὅλων φύσις), проявляющаяся прежде всего в геометрических интерпретациях: один – точка, два – прямая, три – плоскость, четыре – тело, т. е. «целое». Называет Т. и другие четверицы, относящиеся как к миру ве­щей, так и к миру умопостигаемых сущностей, общим числом одиннадцать. «Из этих четвериц составлен совершенный космос, и он настроен геомет­рически, гармонически и численно, и потенциально содержит всю природу числа, всякую величину и всякое тело, простое и сложное. Ведь всё являет­ся его частью, а он не является частью чего-нибудь ещё» (99, 8–13).

Астрономический раздел (120, 1–205, 6) трактата Т. наиболее богат со­держанием. Здесь обсуждаются доводы в пользу сферической формы неба и земли, излагается учение о небесных кругах, рассматривается теория экс­центриков и эпициклов и учение о небесных сферах, объясняются причины солнечных и лунных затмений, излагается краткая история астрономиче­ских открытий. Этот материал восходит к широкому кругу авторов, от пифа­горейцев до Гиппарха; часть его известна также по «Альмагесту» Клавдия Птолемея. В этом разделе Т. упоминает свой комментарий к «Государству» Платона и сообщает, что «по этому разъяснению мы построили сферу; ведь сам Платон говорит, что обучать без зрительного уподобления – напрасный труд» (146, 3–8).

Касательно других сочинений Т. в одном арабском тексте сообща­ется, что Т. написал сочинение о правильном порядке диалогов Платона, в котором он принимает их распределение по тетралогиям, восходящее к Трасиллу.

Сочинения:

  • Theonis Smyrnaei philosophi platonici expositio rerum mathematicarum ad legendum Platonem utilium. Rec. E. Hiller. Lipsiae, 1878;
  • Théon de Smyrne. Exposition des connaissances mathématiques utiles pour la lecture de Platon. Trad. J. Dupuis. Paris, 1892 (repr. Brux., 1966);
  • Theon of Smyrna. Mathematics useful for understanding Plato. Transl. R. and D. Lawlor, ed. C. Toulis a. o. San Diego, 1978.

Литература:

  • Dillon J. The Middle Platonists: 80 B.C. to A.D. 220. London, 19962, p. 397–399.

А. И. ЩЕТНИКОВ