Библиографическое описание:
Лебедев А.В. «МЕТАФИЗИКА» // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 486-488.


«МЕТАФИЗИКА» (греч. Τὰ μετὰ τὰ φυσικά, лат. Metaphysica), под таким названием («То, что идет после физики» в широком смысле – как всего ком­плекса естественнонаучных сочинений Аристотеля) Андроник Родосский объединил в 1 в. до н. э. различные лекции и заметки Аристотеля по «пер­вой философии», лишенные единого плана, содержащие повторения и от­ражающие разные фазы эволюции его взглядов. Дошедшая до нас редак­ция состоит из 14 книг, которые принято обозначать заглавными буквами греческого алфавита (кроме 2-й кн., которая обозначается строчной аль­фой).

Met. Α (I): что такое философия? Познание высших «принципов» (см. Архе), или «причин», бытия. Таких причин четыре: сущность («усия», здесь синоним «формы» – морфе, эйдос), или чтойность (τὸ τί ἦν εἶναι), материя (материал, ὕλη), или подлежащее (субстрат, ὑποκείμενον), источник движения («кинесис» в широком смысле, включая генесис, инаковение, рост, переме­щение) и «то, ради чего», благо или цель (телос – «конец» процесса станов­ления). Обзор учений предшественников «о началах» показывает, что никто из них не вышел за рамки «четырех причин», все они «смутно» предвос­хищали одно или несколько из тех же самых «начал» (Аристотель говорит также о «детском лепете» досократиков – 993а15), что служит аргументом в пользу учения Аристотеля.

α (II): трудности поисков истины; бесконечные каузальные ряды всех четырех видов невозможны – они должны быть ко­нечны как в восхождении «вверх» (заканчиваясь первопричинами), так и в нисхождении «вниз»; математическая точность не применима к изучению природы и материальных объектов. Согласно схолиям Парижского кодекса Е, 2-я кн. принадлежит племяннику Евдема Пасиклу Родосскому (возможно, его конспект лекций Аристотеля).

Β (III): постановка 14 ключевых проблем («апорий») первой философии. Не лекция, а программа исследования «для себя».

Γ (IV): решение некоторых апорий кн. B; первая философия – «наука (эпистеме), которая рассматривает сущее как таковое и его атрибуты»; за­кон противоречия и исключенного третьего как опровержения софистиче­ского релятивизма.

Δ (V) – словарь философских понятий: архе, причина, элемент, природа (фюсис), необходимое и т. д. (в каталоге Диогена Лаэртия V 1, 23 фигурирует как самостоятельное сочинение).

Ε (VI): отграничение объекта первой философии от объекта других наук. Деление теоретической философии на «математическую, физическую и теологическую» (1026а19 – единственное место, где первая философия названа «теологической»; обыч­но у Аристотеля «теология» – синоним мифологии). Ценностный примат теоретических наук над практическими и «пойетическими» (творческими), первой философии – над всеми теоретическими.

Ζ–Η (VII–VIII): учение о сущности.

Θ (IX): учение об акте и потенции. Ι (X): единое и многое, про­тивоположность. Решение 11-й апории кн. B: являются ли сущее и единое самобытными сущностями или имманентны некоторому субстрату?

Κ (XI): компиляция пассажей из кн. Β, Γ, Ε, гл. 9–12 – из 3 и 5-й кн. «Физики». По И. Дюрингу – составленный в Ликее после смерти Аристотеля компен­дий или учебник первой философии.

Λ (XII): самостоятельный трактат о сущности-усии. Три вида сущности (реальности): чувственно-преходящая (подлунный мир), чувственно-непреходящая (надлунный мир); вечная и не­подвижная. Учение об уме (нусе) – перводвигателе и адаптация теории сфер Евдокса–Каллиппа (гл. 7–8).

Μ–Ν (XIII–XIV): критика платоновского уче­ния об идеях и различных академических учений о принципах, особенно – платоновской концепции одного и «большого-и-малого» как высших прин­ципах бытия и терии идей-чисел.

Об относительной хронологии отдельных книг «М.» существует множе­ство точек зрения. О влиятельной в свое время концепции «Праметафизики» В. Йегера см., напр., введение к изданию Росса и послесловие Кубицкого к его переводу 1934. В фундаментальном труде Дюринга (1966) обоснована следующая датировка: самая ранняя книга – Λ; к 1-му афинскому периоду и эпохе полемики в Академии по вопросу об идеях (до 347 до н. э.) принад­лежат книги Μ 9 (начиная с 1086a21) – Ν, Α, Ι, Μ 1–9, B; ко 2-му афинскому периоду – Γ, Ε, комплекс Ζ–Η–Θ.

Рус. пер.: А. В. Кубицкого (1934, ред. 1976).

Издания текста:

  • Aristotelis Metaphysica. Rec. W.D. Ross. Vol. 1–2. Oxford, 1924 (1953);
  • Aristotelis Metaphysica. Rec. W. Jaeger. Oxford, 1960 (OCT);
  • Aristotle’s Metaphysics. A revised Text with Introd. and Comm. by W.D. Ross. Vol. 1–2. Oxford, 1961; H. Bonitz, Bd. 1–2, 1848–1849;
  • Аристотель. Метафизика. Пер. А. Кубицкого. М., 1934.

Литература:

  • Jaeger W. Studien zur Entstehungsgeschichte der Metaphysik des Aristoteles. Berlin, 1912;
  • Reale G. Il concetto di filosofi a prima e l’unita della metafi sica di Aristotele. Mil., 1965;
  • Grayeff F. Aristotle and his school. An inquiry into the history of the Peripatos with a commentary on Metaphysics Ζ, Η, Λ and Θ. L., 1974;
  • Annas J. Aristotle’s Metaphysics Μ and Ν (transl. with introd. essay amd philosophical commentary. Oxford, 1976 (repr. 1987);
  • Owens J. The doctrine of being in the Aristotelian «Metaphysics». Toronto, 1978;
  • Études sur la «Metaphysique» d’Aristote. Ed. P. Aubenque. Paris, 1979;
  • Loux M.J. Primary Ousia: An Essay on Aristotle’s Metaphysics Ζ and Η. Ithaca, 1991;
  • Il libro B della Metafisica di Aristotele. Atti del Colloquio (Roma 30 nov.–1 dic. 2000). A cura di V. Celluprica. 2003.

Библиография:

  • Aristotle’s Metaphysics: annotated bibliography of the twentieth-century literature. Ed. by R. Radice, R. Davies, pref. by G. Reale. Leiden; N. Y.; Köln, 1997.

См. также лит. к ст. Аристотель.

А. В. ЛЕБЕДЕВ