Библиографическое описание:
Шахнович М.М. ДИАГОР МЕЛОССКИЙ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 318-319.


ДИАГОР МЕЛОССКИЙ (Διαγόρας ὁ Μήλιος) (2-я пол. 5 в. до н.э.), греч. лирический поэт, получивший прозвище ὁ ῎Αθεος («безбожник»). Согласно Суде (Suda, s. v. Διαγόρας, 523), родился на о. Мелос, жил после Пиндара и Вакхилида, но до Меланнипида Старшего, сочинял дифирамбы и энко­мии. Элиан (Var. hist. II 23) упоминает Д. как сподвижника Никодора, авто­ра мантинейского законодательства, которое высоко оценивал Аристотель (Polit. VI 2, 4). В юности Д. был благочестив, но отверг мнение общества о богах, став жертвой клятвопреступления. Д. высмеивал суеверия, отвергал элевсинские мистерии, а также учение орфиков и культ кабиров. Воззрения Д., вероятно, были близки учениям киников; не случайно традиция припи­сывает одни и те же насмешливые замечания о ритуалах и мифологии Д. и Диогену Синопскому (D. L. VI 59; VI 73).

Арабский историк аль-Мубашшир ибн Фатик (11 в.), пользовавшийся «Историей философии» Порфирия, отмечал, что Д. был обвинен в безбожии в Афинах во время правления архонта Хария (Diag. fr. Т 10). Это произошло не позднее 415, года постановки «Птиц» Аристофана, в которых цитируется приговор (Aves, 1073–1074). Д. бежал из Афин в Пеллену или до, или сра­зу после вынесения смертного приговора. Мелант в сочинении «О мисте­риях» приводит текст псефизмы, выбитый на медной стеле, поставленной на акрополе: «Тот, кто убьет Диагора Мелийца, получит золотой талант, тот, кто приведет его живого – получит два» (fr. Т 7а, 98), ср. Scholia in Aristoph. Aves = fr. Т 8, со ссылкой на «Собрание постановлений» Кратера. Жители Пеллены не захотели выдать Д. афинянам, тогда те обратились за помощью к Пелопоннесскому союзу (Schol. in Aristoph. Ranas 320). О точной дате и месте смерти Д. ничего не известно; Афиней в «Пирующих софистах» замечает, что Д. погиб в результате кораблекрушения (Т 22 А). Вероятно, это вымысел, возникший, чтобы доказать, что божья кара все-таки настигла безбожника, тем более, что подобная легенда существует и об избежавшем наказания Протагоре (D. L. IX 55–57).

Д. известен как автор сочинения ̕Αποπυργίζοντες λόγοι (Suda, s. v. Δια­γόρας, 523), отвергающего традиционные представления о богах (Т 7 А–В, 9 А–В). Р. Янко, вопреки мнению других исследователей, считает, что в т. н. Дервенийском папирусе содержится фрагмент этого трактата Д., в котором, ис­ходя из натурфилософии Анаксагора, критикуется орфическая космогония.

Д. был включен Клитомахом Карфагенским (сер. 2 в. до н. э.) в спи­сок греческих безбожников, наряду с Продиком, Протагором, Феодором, Эпикуром. Эпикурейские авторы, а также Цицерон, Плутарх, Лактанций и Арнобий указывали, что Д. совершенно отрицает богов и провидение, в отличие от Климента Александрийского, считавшего, что Д. приобрел славу атеиста только потому, что познал ложность языческой религии, еще не познав истины, но заложив ее семя (Clem. Protr. II 24, 2–4).

Фрагменты:

  • Diagorae Melii et Theodori Cyrenaei Reliquiae. Ed. M. Winiarczyk. Lpz., 1981;
  • Jakoby F. Diagoras ὁ ῎Αθεος, – APAW, Klasse für der Sprahen, 3, 1959;
  • Lana I. Diagora di Melo, – AAT II, 84, 1950, p. 161–205.

Литература:

  • Woodbury L. The Date and Atheism of Diagoras of Melos, – Phoenix 19, 1965, p. 178–211;
  • Winiarczyk M. Diagoras von Melos – Wahrheit und Legende, – Eos 67, 1979, p. 191–213, 68, 1980, p. 51–75;
  • Brisson L. Diagoras de Mélos, – DPhA II, 1994, p. 750–757;
  • Janko R. The Derveni Papyrus (Diagoras of Melos, Apopyrgizontes logoi?): A New Translation, – CPhil 96, 1, 2001, p. 1–32;
  • Betegh G. Appendix: Diagoras and the Derveni au­thor, – Betegh G. The Derveni Papyrus. Cosmology, Theology and Interpretation. Camb., 2004, p. 373–380;
  • Шахнович М.М. Диагор Мелосский – античный критик религии, – Научно­атеистические исследования в музеях. Л., 1989, c. 130–144;
  • Шахнович М.М. Сад Эпикура. СПб., 2002, с. 133–141.

М. М. ШАХНОВИЧ