ФЕДОН (Φαίδων)
из Элиды (1-я пол. 4 в. до н. э.), философ-сократик, основатель
Элидо-эретрийской школы. Известен как персонаж платоновского диалога «Федон», а также как автор популярных сократических диалогов. Основные источники нашего знания о жизни и сочинениях Ф.: Цицерон, Сенека, Диоген Лаэртий. В списке сочинений Ф. (см. D. L. II 105; Suda s. v.
Φαίδων) указаны: «Симон», «Зопир», «Никий», «Медий», «Антимах, или Старцы», «Кожевничьи речи», «Симмий», «Алкивиад», «Критолай» (три последние названы только у Суды), Диоген Лаэртий считает аутентичными только «Симона» и «Зопира».
К сюжету диалога «Зопир» восходит одна из самых популярных историй из жизни Сократа: восточный маг Зопир появляется в Афинах и обещает определить характер человека по его внешности; встретив Сократа, он утверждает, что перед ним человек умственно ограниченный, судя по бычьей шее, и похотливый, судя по выпученным глазам и толстым губам. Спутники Сократа высмеивают гадателя, но философ останавливает их и признает все сказанное верным, – эти пороки действительно были присущи ему от природы, но он преодолел их с помощью занятий философией. Этот художественный этюд запечатлелся в культурной памяти человечества как одна из наиболее живых иллюстраций классической античной максимы, близкой Сократу: духовное воспитание (пайдейя), «упражнение», а не просто физическое рождение делает человека человеком.
Сама история жизни Ф. была подтверждением истинности данного тезиса. Военнопленный-раб из Элиды (после поражения Элиды в войне со Спартой), вынужденный заниматься проституцией, он был выкуплен Алкивиадом и Критоном и смог заниматься философией как свободный человек. По-видимому, еще имп. Юлиану были известны некоторые его тексты,
– в одном из своих писем он ссылается на мнение Ф. о том, что «для философии нет безнадежно больных, нет неисцелимых, ею все очищается, и образ жизни, и занятия, и желания» (Julian. Ep. 82).
Свидетельства:
GIANNANTONI,
SSR I, 1990, р. 487–494 (комм. см.: IV, p. 115–127).
Лит.:
Rossetti L. «Socratica» in Fedone di Elide, –
Studi Urbinati 47, 1973, p. 364–381;
Idem. Ricerche sui «Dialoghi Socratici» di Fedone e di Euclide, –
Hermes 108, 1980, p. 183– 200;
Dušanić S. Phaedo’s Enslavement and Liberation, –
ICS 19, 1993, 83–97;
Boys-Stones G. Phaedo of Elis and Plato on the Soul, –
Phronesis XLIX, 1, 2003, p. 1–23.
М. А. СОЛОПОВА