Библиографическое описание:
Пахомова А.В. ПЛАТОНА КОММЕНТАТОРЫ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 574-576.


ПЛАТОНА КОММЕНТАТОРЫ. Традиция комментирования Платона в Античности связана прежде всего с изучением и преподаванием плато­новской философии в платонических школах (см. Cредний платонизм, Неоплатонизм). Корпус платоновских текстов, содержащий как подлинные, так и подложные сочинения, сформировался уже в 340-е годы в Древней Академии. Диалоги продолжали читать и изучать преемники Платона по руководству школой (Спевсипп, Ксенократ и др., а также отделивший­ся от школы Аристотель). Крантором был составлен первый коммента­рий на «Тимея», который долго оставался единственным, вплоть до периода т. н. среднего платонизма, с которым связано начало уже не прерывавшей­ся до самого конца существования античной философии традиции коммен­тирования Платона. Комментаторы Платона опирались на осуществленные в разное время издания его текстов. В эллинистическую эпоху интерес к Платону, прежде всего как к образцовому писателю («Гомеру философов»), проявился в издании его сочинений наряду с другими образцовыми автора­ми. Аристофан Византийский (257–180 до н. э., александрийский грамматик, составитель глоссариев, литературный критик и лексикограф) установил деление платоновского корпуса на трилогии. К александрийским изданиям восходят сохраненные Диогеном Лаэртием пометы к платоновским диало­гам. Деркиллид (1 в. до н. э.) издал сочинения Платона, поделив их на тетра­логии, позднее Трасилл также использовал принцип деления на тетралогии в своем издании Платона, которое сохранено традицией и известно нам.
Диалоги Платона вызывали интерес не только у платоников, но и у стои­ков (комментарий Посидония на «Тимея»), а также у пифагорейцев (псевдо­эпиграф Тимея Локрского, 3–2 вв. до н. э.).
Тенденция обращения к аутентичному платоновскому тексту, с которой связывают начало периода «среднего платонизма», энергично проявляется в Александрии, где Евдор Александрийский составляет сводки платонов­ского учения и комментирует его диалоги (в т. ч. «Тимей», послуживший Плутарху из Херонеи основным источником для его трактата «О сотворе­нии души согласно “Тимею”» при восстановлении взглядов Ксенократа, Крантора и пифагорейцев). Платоники постепенно приходят к системати­ческому толкованию Платона, расширяя круг комментируемых текстов: в 1 в. н. э. Модерат из Гадиры комментирует вторую часть «Парменида» (Simpl. In Phys. 230, 34 sq. Diels), формулируя сверхбытийную природу Единого и признавая иерархию из трех единых. О том, что представля­ли собой комментарии к отдельным диалогам Платона в период среднего платонизма, можно судить только по фрагментам «Анонимного коммента- рия к “Теэтету”» (1-я пол. 2 в. н. э.). Автор комментария ссылается на другие принадлежащие ему комментарии к «Федону», «Пиру» и «Тимею». Помимо этого существует ряд свидетельств о составлении комментариев, в частности, афинскими платониками 2 в. Во второй четверти 2 в. Тавр Кальвен комментировал в Афинах «Горгия» и «Тимея» (из последнего вы­держки приводит Иоанн Филопон, De aetern. 6, 8, p. 145, 13 sq.; 6, 20, p. 186, 23 sq.; 13, 5, p. 520, 8 Rabe); Аттик – «Тимея» и «Федра» (fr. 12–39 Des Places); его ученику Гарпократиону принадлежит «Комментарий к Платону» в 24 кн., который, скорее всего, содержал толкования отдельных пассажей платоновских диалогов (сохранились фрагменты к «Алкивиаду I», «Федону», «Федру», «Тимею», «Государству»), отражая их последова­тельное чтение и интерпретацию во время занятий; Север, также, вероятно, принадлежавший к Афинской школе, комментировал «Тимея» (известно по неоднократным упоминаниям Прокла в его комментарии на «Тимея»). Прокл упоминает также некоего Максима Никейского, комментировав­шего «Государство» (In Remp. II 96, 12). «Введение к диалогам Платона» Альбина показывает круг чтения и характер интерпретации платоновских диалогов. Преимущественно ради толкования «Тимея» составлено компи­лятивное сочинение Теона Смирнского «Изложение математических уче­ний, необходимых для понимания Платона»: пассажи из перипатетика Адраста Афродисийского чередуются здесь с выдержками из Трасилла. Плутарх Херонейский продолжил александрийскую традицию, пред­ставленную его учителем Аммонием. Платон выступает у него не только как авторитетный философ, но и как моралист и воспитатель (частое цити­рование «Государства» и «Законов»). Плутарх, подобно Евдору, составляет сводки платоновского учения («Платоновские вопросы») и комментирует тексты («О порождении души в “Тимее”», в «Утешении к Аполлонию» тол­кует «Федона»). Объектом комментирования являются фрагменты диало­гов, провоцирующие обсуждение отдельных проблем.
Период кон. 2 – нач. 3 вв. н. э. не богат именами философов-коммента­торов Платона, между тем работа с текстами Аристотеля находится на очень высоком уровне (ср. Александр Афродисийский). Сохранился комментарий Галена к заключительной части «Тимея» 76d – 80c. По фрагментам известны сочинения Нумения Апамейского «О расхождении Академии с Платоном» и «О сокровенном учении Платона» (fr. 23, 24 Des Places). Избирательный интерес к отдельным пассажам Платона проявляет Плотин («Тимей», пер­вые две предпосылки «Парменида», миф в «Федре», речь Диотимы в «Пире», 6–7-я кн. и миф 10-й кн. «Государства», 2-е Письмо и др.). Нумений счи­тает «сокровенным» именно то учение, которое изложено в диалогах. Дальнейшая, неоплатоническая, традиция рассматривает диалоги в качестве источника богооткровенного платоновского учения и использует метод ал­легории для согласования противоречий в текстах диалогов.
Первым комментатором-неоплатоником стал ученик Плотина Аме- лий, составивший ряд толкований платоновских текстов из «Тимея», «Госу­дарства», «Парменида», «Филеба» и 2-го Письма (ссылки в комментариях Прокла и Дамаския). Как толкователь Платона Амелий нашел продолжателя в Феодоре Асинском, а критика – в Ямвлихе (Procl. In Tim. 226b). Другой ученик Плотина Порфирий, составляя комментарии к совокупному тексту «Кратила», «Федона», «Софиста», «Филеба», «Парменида» и «Тимея», использует уже существующие толкования отдельных пассажей, не заботясь об их согласо­вании между собой. Обширная работа Порфирия по собиранию среднеплато­нических комментариев сделала его основным источником сведений по этому периоду для позднейших неоплатоников (Прокл, Гермий, Олимпиодор).
Наконец, Ямвлих полностью реформирует технику комментария к пла­тоновским сочинениям и разрабатывает круг из 12 диалогов, составляю­щий полный цикл обучения в платоновской школе. Обучение делится на два этапа. Первый включает в себя десять диалогов и состоит из следую­щих курсов: пропедевтика, побуждение к философии («Алкивиад I»), этика («Горгий», «Федон»), логика («Кратил», «Теэтет»), физика («Софист», «По­литик»), теология («Федр», «Пир»), заключительная сводка основных про­блем платоновской философии («Филеб»). Второй этап дает на более высо­кой ступени очерк физики («Тимей») и теологии («Парменид»). Существо реформы комментария, проведенной Ямвлихом, состояло в установлении единственной цели диалога и подчинения ей всего толкования. В отличие от Порфирия, считавшего возможным предлагать, напр., этическую трак­товку физического диалога («Тимея»), Ямвлих последовательно проводит единообразную – в данном случае физическую – интерпретацию текста, а пассажи математические или метафизические толкует исходя из того, что всякая низшая область может рассматриваться как образ более высокой, а более высокая – как прообраз более низкой. Ученик Ямвлиха Феодор Асинский критикует его, в ряде положений возвращаясь к Порфирию, и предлагает нетрадиционные толкования от­дельных платоновских пассажей.
В Афинах как комментаторы Платона были известны схолархи Ака­демии Плутарх Афинский (комментировал «Горгия», «Федона», «Парме­нида») и Сириан (под именем Гермия дошла запись толкований Сириана на платоновского «Федра»), но более всего – Прокл. Платоновский курс Прокла в Афинской школе включал комментарии ко всем 12 диалогам ямв­лиховского цикла, из которых дошли комментарии к «Алкивиаду I», «Кра­тилу», «Тимею», «Пармениду», а также записки по отдельным проблемам «Государства», не входившего в основной курс. Прокл стремился учесть все авторитетные тексты и разнообразие предшествующих традиций, а в ком­ментариях к отдельным диалогам – все релевантные точки зрения на тол­куемую проблему, рассматривая при этом корпус платоновских сочинений как единый священный текст (что отразилось в замысле «Теологии Плато­на»). По свидетельству Олимпиодора, ученик Прокла Асклепиодот соста­вил комментарий на «Тимея». Из многочисленных комментариев Дамаския полностью или большей частью сохранились комментарии к «Федону» (в двух редакциях), «Филебу» и «Пармениду». Он комментировал также «Ал­кивиада I», «Федра», «Софиста», «Тимея», «Государство» и «Законы».
В Александрии платоновские диалоги толковал Гиерокл (известно о комментарии на «Горгия»), но до нас они не дошли. При Аммонии, сыне Гермия, в Александрии преподавался курс платоновской философии в духе Афинской школы; его толкование «Горгия» слушал Олимпиодор, он же ссы­лается на его сочинение, посвященное «Федону» 65d5–6; о его коммента­риях к «Теэтету» упоминает Асклепий). До нас дошли комментарии Олим- пиодора к «Алкивиаду I», «Горгию», «Федону» – последние известные нам античные комментарии текстов Платона.
В латинской традиции Цицерон ставит перед собой задачу стать рим­ским Платоном и для этого пишет свои «Законы», «Государство» и перево­дит «Тимея» (сохранились фрагменты) и комментирует его; по свидетель­ству Иеронима, также переводит «Протагора». По сообщению Сидония Аполлинария, «Федона» переводит Апулей (как и цицероновский перевод «Протагора», он исчез после 6 в.). Августин был знаком с Платоном по пе­ресказам латинских авторов и через Плотина и Порфирия в переводе Мария Викторина. Калкидий переводит «Тимея». Если греческих христианских авторов отличает высокий уровень непосредственного знакомства с кор­пусом платоновских текстов (Юстин, Климент Александрийский, Ориген Александрийский, Евсевий Кесарийский, каппадокийцы), то латинскому средневековью доступны в основном косвенные источники платонизма.
В распоряжении арабских ученых (во многих случаях через посредни­чество сирийских христиан – несториан и монофизитов, но, вероятно, также и через платоновскую школу в Каррах (Харране)) были переводы «Тимея», «Государства», «Законов», «Софиста», комментария к нему Олимпиодора, «Апологии», «Критона», «Федона», галеновская сводка платоновских диа­логов («Кратила», «Софиста», «Политика», «Парменида», «Евтидема», «Государства», «Тимея», «Законов»), комментарий Плутарха на «Тимея» (либо «О происхождении души в «Тимее»», либо утерянный трактат «О происхождении мира согласно Платону»), комментарии Прокла на некото­рые диалоги Платона, сирийский перевод части Порфириевой «Истории фи­лософии»; о хорошем знании неоплатонических толкователей Платона сви­детельствуют «Теология Аристотеля» и «Книга о причинах». Множество текстов не сохранились и известны лишь по цитатам и упоминаниям у бо­лее поздних авторов. Благодаря переводам сохранились Галенова парафра­за «Тимея» и фрагментарный пересказ трактата Теона Смирнского «О по­рядке, в котором следует читать сочинения Платона, и об их названиях». Собственно комментированием в 10 в. занимается аль-Фараби, толковав­ший «Государство» и составивший парафразу «Законов». На основе еврей­ского трактата 13 в. реконструировано его описание платоновской филосо­фии и порядок ее частей, отражающие последовательность чтения диалогов в неоплатонических школах и преимущественное внимание аль-Фараби к политическим идеям Платона (первым идет «Алкивиад», о природе челове­ка, в конце – исследование универсума в «Тимее», вершина – «Государство» и «Законы»). Ибн Рушдом была выполнена парафраза «Государства», со­хранившаяся в еврейском переводе.
Через латинские переводы кон. 12 – нач. 13 в. с арабского и еврейско­го тексты, формировавшие платоническую составляющую арабской тради­ции, повлияли на западную христианскую мысль, формируя в том числе представление о философии Аристотеля (так, особой популярностью поль­зовалась «Книга о причинах»).
В Византии в течение ста лет после закрытия афинской Академии про­должалась деятельность компиляторов (Иоанн Лид, Стефан Алек санд рий- ский, читавший лекции в Константинопольском университете о Пла тоне и Аристотеле). В 9–10 вв. сочинения Платона служили предметом фило­логического интереса, изучались и копировались ради чистоты стиля. Оживление платонизма происходит в 11 в. (Михаил Пселл). Именно перио­ду от Фотия (9 в.) до Пселла и его последователей (Плифон, Виссарион) мы обязаны сохранением рукописей-прототипов, послуживших базой для современных изданий греческих авторов.
Соч.: Prolégomènes à la philosophie de Platon. Texte ét. par L. G. Westerink et trad. par J. Trouillard, avec la coll. de A. Ph. Segonds. P., 1990; Plato Latinus. Ed. R. Klibansky. L., 1940–; Plato Arabus. Ed. R. Walzer. L., 1943–.
Лит.: Henry P. Plotin et l’Occident. Louvain, 1934; Courcelle P. Les lettres grecques en Occident de Macrobe à Cassiodore. P., 1943; Neoplatonici apud arabos. Ed. by B. Badawi. Le Caire, 1955; Walzer R. Greek into Arabic. Oxf., 1962; Ivanka E. v. Plato Christianus. Übernahme und Umgestaltung des Platonismus durch die Väter. Einsiedeln, 1964; Festugière H. D. L’ordre de lecture des dialogues de Platon au Ve-VIe siècle, – MusHelv 26, 1964, S. 281– 296; Chroust A. H. The Organisation of the Corpus Platonicum in Antiquity, – Hermes 93, 1965, S. 34–46; Badawi A. La transmission de la philosophie grecque au monde arabe. P., 1968; Hathaway R. F. The Neoplatonic Interpretation of Plato, – JHPh 7, 1969, p. 19–26; Platonismus in der Philosophie des Mittelalters. Hrsg. v. W. Beierwaltes. Darmst., 1969; Philip J. A. The Platonic Corpus, – Phoenix 24, 1970, p. 296–308; Tigerstedt E. N. The Decline and Fall of the Neoplatonic Interpretation of Plato. An outline and some observation. Helsinki, 1974; Irigoin J. Tradition et critique des textes grecs. P., 1997; Klibansky R. The Continuity of the Platonic Tradition during the Middle Ages. Nendeln, 19823; Gersh S. Middle Platonism and Neoplatonism. The Latin Tradition. Vol. 1–2, Notre Dame (Indiana), 1986; Saffrey H. D. Recherches sur la tradition platonicienne au Moyen âge et à la Renaissance. P., 1987; Dörrie H., Baltes M. (hrsg.). Der Platonismus im 2. und 3. Jahrhundert nach Christus. Bausteine 73–100. Text, Übersetzung, Kommentar. Stuttg., 1993; Tradition of Platonism. Essays in honour of John Dillon. Ed. by J. Cleary. Aldsh., 1999; Studies and the Platonic tradition. Essays presented to John Whittaker. Aldsh., 1997; Tarrant H. Plato’s First Interpreters. Ithaca, 2000.

А. В. ПАХОМОВА