Библиографическое описание:
Мочалова И.Н. ФИЛИПП ОПУНТСКИЙ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 757-761.


ФИЛИПП ОПУНТСКИЙ (Φίλιππος ὁ ̕Οπούντιος) (сер. 4 в. до н. э.), фило­соф и ученый, член Древней Академии, ученик Платона.
По происхождению был локрийцем, родом, вероятно, из Опунта (Т 2 = D. L. III 46 и др.), хотя некоторые источники говорят о Ф. из Медмы (Т 3 = Steph. Byz. 440, 5–8; Т 4 = Procl. In Eucl. 67, 23–68, 6). Возможно, жизнь Ф., о которой нам практически ничего не известно, была связана с обоими городами, – ср., в частности, название его соч. «О локрийцах из Опунта». Можно предположить, что Ф. был младшим современником Платона и, ве­роятно, ровесником Аристотеля и так же, как и он, стал членом Академии в 360-е. Диоген Лаэртий называет Ф. в списке Платоновых учеников следом за Спевсиппом, Ксенократом и Аристотелем (Т 2). В эксцерпте из «Истории геометрии» Евдема Родосского, сохранившемся у Прокла, Ф. помещен по­следним в списке математиков, непосредственно связанных с Платоном (по­сле Гермотима из Колофона, разрабатывавшего идеи Евдокса и Теэтета – Т 4).Имя Ф. прежде всего связано с т. н. «Послезаконием» (̕Επινομίς). Этот диалог известен под четырьмя названиями, ни одно из которых, по-види­мому, не принадлежит самому автору. Из них ̕Επινομίς, вероятно, – самое раннее (ср. D. L. III 62). Кроме того, текст был известен как «Ночное собра­ние», «Философ», тринадцатая книга «Законов». Поскольку в Античности существовала устойчивая традиция считать «Законы» последним сочине­нием Платона, которое он даже не успел отредактировать и оставил как чер­новик на восковых табличках (D. L. III 37), то «Послезаконие», хотя и на­писанное в форме завершающей книги «Законов», не могло принадлежать Платону (этот вывод уже в Античности делали и на основании содержания текста, ср. Damasc. In Phaed. 532, 2). Единственный, кого традиция называ­ет в качестве автора, – Филипп Опунтский (Т 6 = D. L. III 37; Т 7 = [Olymp.] Prolegom. X, 24, 10–15); после работы Леонардо Тарана с авторством Ф. со­гласны практически все исследователи. Таким образом определяется место Ф. в Академии: он выступает как секретарь Платона в последние годы его жизни, продолживший работу по редактированию «Законов» и после смер­ти Учителя.
До нас дошли лишь свидетельства о творчестве Ф., впервые они были собраны Леонардо Тараном (21 свидетельство), сами же его сочинения, даже во фрагментах, не сохранились. В словаре Суда (Т 1= Suda, s. v. Φιλόσοφος) приведен каталог (не полный) сочинений Ф. – преимущественно трактаты в одной книге, всего 23 названия. Среди упоминаемых в каталоге сочине­ний – работы как собственно математические («Арифметика», «О много­угольных числах», «О мерах»), так и работы по астрономии («О расстоя­нии до Солнца и Луны», «О размерах Солнца, Луны и Земли», «О затмении Луны», «О планетах», «О круговых движениях», «О молниях» («О свете»), «О зеркальном отражении» в 2-х кн., «О времени»). Сохранившиеся на­звания говорят о Ф. как об астрономе-теоретике, кроме этого он известен и как практик, сам проводивший наблюдения (напр., Т 16а = Anonymos anni 379 cit. apud Palchum 135) и занимавшийся составлением астрономического календаря «Парапегмы» (Т 17 = Vitruvius, De architectura IX 6, 3 и др.). С за­нятиями астрономией, вероятно, связаны такие работы, как «О богах» в 2-х кн., «О мифах», «Оптика».
Ф. интересовался этической проблематикой («О наслаждении», «О люб­ви», «О друзьях и дружбе», «О гневе», «О свободе», «О воздаяниях»), что соответствует духу Академии: как и его старший современник Евдокс, он вполне мог принимать участие в дискуссиях о счастье, наслаждении, о природе добродетелей, нашедших отражение, в частности, в «Филебе». Как преданный ученик Платона, наряду со Спевсиппом, Ксенократом и Гермодором Ф. написал работу «О Платоне»; возможно, с его писатель­ской практикой связано сочинение «О письме» (ср. «О сочинительстве» Ксенократа).
Ввиду утраты остальных сочинений Ф., «Послезаконие» – единствен­ный текст, раскрывающий его взгляды; в этом диалоге представлен краткий очерк философских воззрений Ф., и прежде всего учение о космосе, разра­батываемое им в рамках платоновской традиции, преимущественно космо­логии «Государства», «Тимея» и «Законов».
Как и Платон, Ф. понимает космос как единое, определенным образом упорядоченное зримое живое существо, наделенное душой и умом. Однако, как показывает анализ «Послезакония», во взглядах Платона и Ф. имеется существенное различие, связанное с пониманием онтологического стату­са зримого космоса. Для Платона космос представляет область становле­ния, он создается Демиургом в подражание идеальному первообразу (Plat. Tim. 28b–29b). Платон убежден, что только умопостигаемое бытие есть ис­тинное, «вечно тождественное бытие» (Tim. 28а); в «Федре» он обознача­ет его как «занебесную область» (ὑπερουράνιον τόπον – Phaedr. 247c5). Ф. занимает другую позицию. Как и некоторые ученики Платона (Спевсипп, Аристотель), он не принимает учение Платона об идеях. В частности, он ут­верждает существование только двух родов сущностей – души и тела, под­черкивая, что, кроме души, нет ничего бестелесного (Epinom. 981b3–7), «нет ничего третьего, общего им» (983d2–5). Т. обр., отказ от идей меняет онтологический статус зримого космоса, позволяя Ф. полагать его в качест­ве единственного истинного бытия.
Ценность зримого космоса придает особую значимость выявлению его структуры. Разрабатывая проблематику «Тимея» с учетом различных ака­демических интерпретаций этого диалога, Ф. утверждает существование пяти тел-элементов, из которых состоят наполняющие космос живые су­щества. К традиционным четырем элементам (огонь, вода, воздух, земля) он добавляет пятый – эфир, вероятно таким образом интерпретируя учение о пяти правильных многогранниках. В соответствии с преобладанием од­ного из элементов, Ф. строит лестницу живых существ: на ее нижней сту­пени располагается смертный земной род, движущийся в беспорядке и в основном лишенный разума (982а6–b1), далее следует род водных существ. Ф. имеет в виду водных полубогов (в частности, нимф), которые «ино­гда зримы, иногда же скрываются, делаясь неразличимыми, что для сла­бого зрения представляется чудом» (985b5–c1). Следующие – воздушный и эфирный роды, так Ф. характеризует незримый род различных демонов, выполняющих посреднические функции, связывая разнообразные живые существа между собой и укрепляя этим единство космоса. Лишь намечен­ная в «Послезаконии» демонология найдет многочисленных сторонников среди платоников. Высший пятый – огненный род живых существ на небе, или божественный род звезд.
Описание этого рода начинается с характеристики высшей сферы, сфе­ры неподвижных звезд. По мнению Ф., звезды имеют прекрасное тело и блаженнейшую и наилучшую душу, они бессмертны (984е), движение их совершается в строгом порядке. Это единообразное (равномерное), са­мотождественное движение по кругу, доказывающее разумность звезд-бо­гов (981е4–6; 982b1–е6). Кроме неподвижных звезд Ф. говорит еще о семи «братских силах» – Солнце, Луне и пяти планетах (986а8 и далее). И хотя он касается вопроса о скоростях вращения планет относительно звезд (си­дерический период), о последовательности и взаиморасположении сфер, о величине планет, очевидно, рассмотрение этих вопросов, не являясь целью Ф. в «Послезаконии», не выходит за рамки материалов платоновских диало­гов и в целом пифагорейской (Филолай, Архит) традиции. Об интересе Ф. к последней свидетельствует обращение к учению пифагорейцев при рас­смотрении природы лунных затмений (Т 10 = Stob. I 26, 3).
Можно предположить, что затронутым в «Послезаконии» астрономиче­ским проблемам были посвящены отдельные трактаты, известные нам лишь по названиям. В «Послезаконии» же, прославляя небесные тела как богов, а Небо как Высшего бога и истинное бытие, Ф., скорее, выступает не как астроном, а как религиозный реформатор, устанавливающий культ Космоса и новую астральную религию. В назывании планет именами богов заключа­ется новизна астрономического материала трактата. В традиционной грече­ской религии звезды и планеты не рассматривались в качестве богов. В от­личие от астрономии вавилонской, у греков божественные имена у планет отсутствовали. Впервые одно имя упоминается в «Тимее» (38d): это звез­да Гермеса (Меркурий), а затем все пять – в «Послезаконии» (968е–987а): Афродита (Венера), звезда Гермеса (Меркурий), звезда Зевса (Юпитер), звезда Кроноса (Сатурн) и звезда Ареса (Марс). Ф. сам указывает на корни новой традиции, желая, видимо, таким образом ее наиболее убедительно обосновать: астрономия возникла в Египте и Сирии (Вавилоне) (986е–987е; ср.: Plat. Crat. 397cd). Этим, вероятно, был обусловлен и интерес Ф. к некое­му халдейскому гостю, посетившему Платона в Академии незадолго до его смерти (Т 5 = IAHerc., col. III, 36–41). Т. обр., космологические построе­ния «Послезакония», основанные на астрономическом материале, хорошо знакомом Ф., выступают фундаментом теологии, или, выражаясь языком Аристотеля, первой философии (Arist. Met. 1026a15–20). С этой же целью Ф. использует, не углубляя далее, поздний вариант учения Платона о душе, разработанный им в 10-й кн. «Законов» (Plat. Legg. 896a и далее).
Устанавливая божественный статус Неба, дарующего людям все бла­га подобно платоновской идее Блага, Ф. фактически обосновывает но­вую онтологию. Утверждается единство всего универсума, определяемого единством гармоничного Бога-Неба, что, в свою очередь, повышает он­тологический статус чувственного мира в целом. В этом случае истинное божественное бытие рассматривается в качестве бытия чувственно вос­принимаемого; будучи зримо, оно становится доступным чувственному по­знанию. Складывается иная, по сравнению с платоновской, гносеологиче­ская концепция, основанная на реабилитации чувственного познания.
Процесс познания начинается с созерцания Неба. Небо дает любому, даже самому непонятливому, человеку разумность, обучая его числу, вза­имному соотношению чисел, согласованности и соразмерности ради рит­мических игр и гармонии. Ф. определяет совокупность пропедевтических наук: главная и первая наука – учение о числах, затем следуют геометрия, стереометрия и гармоника. Ф. полагает, что цель изучения μαθήματα – понимание единства этих наук (991d8–992a1), которое достигается, если изучать их с помощью правильного метода (диалектики). Завершается процесс познания «рассмотрением божественного происхождения и пре­краснейшей и божественной природы зримых вещей», но уже на основа­нии математических наук, венцом которых и истинной мудростью высту­пает астрономия, ценность которой определяется ценностью изучаемого ею предмета (990c5–991c1). Астрономия получает статус мудрости, а «ве­личайшим мудрецом» становится «истинный астроном». Такой вывод Ф. стал ответом на платоновскую критику наблюдательной астрономии, ас­трономии по Гесиоду, но он вряд ли устроил бы самого Платона, для ко­торого астрономия всегда выступала лишь средством достижения истины, но не самой истиной.
Этические воззрения Ф., насколько о них можно судить по «По сле­законию», определялись разработанной им теологией. В качестве выс­шей добродетели он понимал мудрость, состоящую в понимании единства Космоса. Только она способна сделать человека счастливым, блаженным и безмятежным, позволяя находиться за пределами удовольствий и страда­ний. Однако это удел лишь немногих людей. Достижение счастья для боль­шинства возможно на пути преодоления невежества через проявление любо­знательности, овладение математическими науками и благочестие, область добродетели, наиболее важную для смертных людей. И хотя утверждае­мый в диалоге статус благочестия не соответствует месту этой добродетели в этической конструкции Платона (для него благочестие было частью или дополнением к справедливости: Gorg. 507b; Prot. 330b), он вполне обосно­ван в рамках астральной религии Ф.
Обсуждение достаточно оригинальных идей Ф. нашло отра же ние в дискуссиях, имевших место в Ранней Академии, а разработанные в «Пос­лезаконии» космология и теология в некоторой степени определили про­чтение поздних диалогов Платона последующими поколениями платони­ков.
«Послезаконие»: Platonis Opera. Rec. I. Burnet. T. 5. Oxonii, 1967; рус. пер.: Послезаконие. Пер. А. Н. Егунова, – Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1994, с. 438– 459. Фрагм.: Tarán L. Academica: Plato, Philip of Opus and the Pseudo-Platonic Epinomis. Philad., 1975; Lasserre F. De Léodamas de Thasos à Philippe d’Oponte: témoinages et fragments. Éd., trad. et commentaire par F. Lasserre. Nap., 1987 (Philippus Opuntius, p. 157– 188).Лит.: Müller F. Stilistische Untersuchungen der Epinomis des Philippus von Opus. B., 1927; Harward J. The Epinomis of Plato. Oxf., 1928; Taylor A. E. Plato and the Origins of the Epinomis, – PBA 15, 1929, p. 235–317; Fritz K. v. Philippos (42), – RE, Hbd. 38, 1938, col. 2351–2367; Novotny Fr. Platonis Epinomis Commentariis illustrata. Pragae, 1960; Einarson B. Review of Hans Raeder Platons Epinomis, – AJP LXV, 1970; Lasserre F. Le Barbare, le Grec et la science selon Philippe d’Oponte, – MusHelv 40, 1983, p. 169–177; Isnardi Parente M. L’eredità di Platone nell’Accademia antica. Mil., 1989; Dillon J. The Heirs of Plato. Oxf., 2003.

И. Н. МОЧАЛОВА