АРИСТОКЛ ИЗ МЕССЕНЫ (’Αριστοκλῆς ὁ Μεσσήνιος) (2 в. н.э.), представитель поздней Перипатетической школы; род. в Мессене на Сицилии.
Согласно Суде (Suda, Α 3916), был автором сочинений: историко-философского компендия «О философии» в 10 кн. (Περὶ φιλοσοφίας), «Кто важнее – Гомер или Платон?» (Πότερος σπουδαιότερος ῞Ομηρος ἢ Πλάτων), «Руководство по риторике» (Τέχναι ῥητορικαί), «О Сараписе», «Этика» в 9 кн., – ныне известных только по фрагментам.
Обширные выдержки из главного труда А. «О философии», в котором он написал, по словам лексикографа, «обо всех философах и их учениях» (Suda, Α 3916. 3), приводит Евсевий Кесарийский в «Приготовлении к Евангелию». Фрагменты у Евсевия посвящены философии Платона (Pr. Ev. XI 3, 1–9), Аристотеля (XV 2, 1–15), киренаиков (XIV 19, 1–7), эпикурейцев (XIV 21, 1–7), стоиков (XV 14) и, особенно ценные, об учении Пиррона и скептиков (XIV 18, 1–4 = Pyrrh., test. 53 Decleva Caizzi; XIV 18, 5–30). Кроме Евсевия, некоторые сведения об этом сочинении А. предоставляют поздние неоплатоники Иоанн Филопон и Асклепий из Тралл, издавшие каждый под своим именем записи комментария своего учителя неоплатоника Аммония к «Введению в арифметику» Никомаха из Герасы. Они упоминают о толкованиях понятий «философия» и «софия» из трактата А. «О философии». Так, слово σοφία (мудрость) А. полагал производным от σαφές (ясный) и φῶς (свет) и выделял пять значений слова «мудрость», соответствующих этапам последовательного развития человеческой цивилизации: мудрость это и искусство (техне) добывания необходимой пищи для выживания (после природных катастроф); и искусство строить и вести хозяйство; устраивать государственную жизнь согласно законам – мудрость это и познание природы и ее причин, и, наконец, восхождение к божественному и вечному. София в последнем, пятом значении, это и есть истинная (κυρῖως) философия, которая «философствует о вечно тождественном бытии» (Ascl. In Introd. arithm. I, 1. 14–43 Tarán; Jo. Philop. In Introd. arithm. I α Hoche), см. подробнее: Moraux P. Aristotelismus II, S. 92–123.
Творчество Аристокла отмечено характерным для поздних перипатетиков интересом к Платону и скептикам (ср. Александр из Дамаска), а также синтезом риторики и философии в духе «второй софистики». Аристокл традиционно считался одним из учителей Александра Афродисийского, но сейчас это мнение пересмотрено (см. подробнее: Аристотель из Митилены).
Фрагменты
Литература
М. А. СОЛОПОВА