Библиографическое описание:
Солопова М.А. АРИСТОКЛ ИЗ МЕССЕНЫ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 154-155.


АРИСТОКЛ ИЗ МЕССЕНЫ (’Αριστοκλῆς ὁ Μεσσήνιος) (2 в. н.э.), пред­ставитель поздней Перипатетической школы; род. в Мессене на Сицилии.

Согласно Суде (Suda, Α 3916), был автором сочинений: историко-фило­софского компендия «О философии» в 10 кн. (Περὶ φιλοσοφίας), «Кто важ­нее – Гомер или Платон?» (Πότερος σπουδαιότερος ῞Ομηρος ἢ Πλάτων), «Руководство по риторике» (Τέχναι ῥητορικαί), «О Сараписе», «Этика» в 9 кн., – ныне известных только по фрагментам.

Обширные выдержки из главного труда А. «О философии», в котором он написал, по словам лексикографа, «обо всех философах и их учени­ях» (Suda, Α 3916. 3), приводит Евсевий Кесарийский в «Приготовлении к Евангелию». Фрагменты у Евсевия посвящены философии Платона (Pr. Ev. XI 3, 1–9), Аристотеля (XV 2, 1–15), киренаиков (XIV 19, 1–7), эпикурей­цев (XIV 21, 1–7), стоиков (XV 14) и, особенно ценные, об учении Пиррона и скептиков (XIV 18, 1–4 = Pyrrh., test. 53 Decleva Caizzi; XIV 18, 5–30). Кроме Евсевия, некоторые сведения об этом сочинении А. предоставляют поздние неоплатоники Иоанн Филопон и Асклепий из Тралл, издавшие ка­ждый под своим именем записи комментария своего учителя неоплатоника Аммония к «Введению в арифметику» Никомаха из Герасы. Они упомина­ют о толкованиях понятий «философия» и «софия» из трактата А. «О фи­лософии». Так, слово σοφία (мудрость) А. полагал производным от σαφές (ясный) и φῶς (свет) и выделял пять значений слова «мудрость», соответ­ствующих этапам последовательного развития человеческой цивилизации: мудрость это и искусство (техне) добывания необходимой пищи для выжи­вания (после природных катастроф); и искусство строить и вести хозяй­ство; устраивать государственную жизнь согласно законам – мудрость это и познание природы и ее причин, и, наконец, восхождение к божествен­ному и вечному. София в последнем, пятом значении, это и есть истинная (κυρῖως) философия, которая «философствует о вечно тождественном бы­тии» (Ascl. In Introd. arithm. I, 1. 14–43 Tarán; Jo. Philop. In Introd. arithm. I α Hoche), см. подробнее: Moraux P. Aristotelismus II, S. 92–123.

Творчество Аристокла отмечено характерным для поздних перипатетиков инте­ресом к Платону и скептикам (ср. Александр из Дамаска), а также синтезом риторики и философии в духе «второй софистики». Аристокл традиционно счи­тался одним из учителей Александра Афродисийского, но сейчас это мнение пересмотрено (см. подробнее: Аристотель из Митилены).

Фрагменты

  • Aristoclis Messenii Reliquiae. Еd. H. Heiland. Diss., Giessen, 1925;
  • Aristocles of Messene. Testimonia and Fragments. Ed. by M.L. Chiesara. Oxf., 2002.

Литература

  • Trabucco F. Il problema di «De philosophia» di Aristocle di Messene et la sua dottrina, – Acme 11, 1958, p. 97–150;
  • Eadem. La polemica di Aristocle di Messene contro Protagora e Epicuro, – AAT 93, 1958–1959, p. 473–515;
  • Eadem. La polemica di Aristocle di Messene contro lo scetticismo di Aristippo e i Cirenaici, – RSF 15, 1960, p. 115–140;
  • Moraux P. Aristotelismus II, 1984, S. 83–207.

М. А. СОЛОПОВА