Библиографическое описание:
Солопова М.А. САЛЛЮСТИЙ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 656-657.


САЛЛЮСТИЙ (Σαλλούστιος) (сер. 4 в. н.э.), философ-неоплатоник, пред­ставитель Пергамской школы. Предположительно тождествен «Салютию» (Σαλούτιος), упоминаемому Евнапием из Сард (V. Soph. VII 5, 9, 1–2 Giangr.); вероятный адресат сочинений имп. Юлиана «К Царю Гелиосу» и «Утешение к себе самому по поводу отъезда Саллюстия».

Известен как автор трактата «О богах и о мире» (De deis et mundus, название дано в 16 в. первым издателем текста), написанного, вероятно, в год смерти имп. Юлиана (363) и представляющего собой сводку основ­ных тем платонической философии, с особым вниманием к систематизации языческой мифологии, методам символической и аллегорической экзеге­зы. Трактат состоит из 32 небольших глав. После вступления, посвященно­го вопросу о необходимых для слушателя данных вопросов качествах, ав­тор излагает темы: о бестелесности и неизменности богов; необходимости искать внутренний глубокий смысл в посвященных богам мифах, в связи с чем дает классификацию различных видов мифов (мифы бывают теоло­гические, физические, психические, материальные и смешанные – согласно тем сторонам божественной сущности, о которых они повествуют); далее говорит о первопричине (Благе), после чего излагает классификацию богов, восходящую к Ямвлиху.

Классификация богов (Sallust. De deis 10–11). Все боги делятся на внутри космических (ἐγκόσμιοι) и надкосмических (ὑπερκόσμιοι). Над­космические боги распределены по трем чинам (τάξεις): созидающие сущ­ности, ум и души. Внутрикосмические (12 олимпийских богов) распределе­ны по четырем чинам: боги-миросозидатели (Зевс, Посейдон, Гефест), боги одушевляющие (Деметра, Гера, Артемида), боги-согласователи (Аполлон, Афродита, Гермес) и боги-стражи (Гестия, Афина, Арес). С. демонстрирует, что эта классификация традиционна, указывая на известые из культа атри­буты тех или иных божеств (лира Аполлона, доспехи Афины и т.п.). В кос­мосе С. насчитывает соответственно количеству богов 12 космических сфер (сопоставляя их четырем элементам, сферам планет и целокупному Небу­-Урану, объединяющему всех богов).

Главы De deis 13–17 посвящены природе и устроению мира, тради­ционным доказательствам его неуничтожимости (по «Тимею» Платона), здесь же говорится об уме, о душе и ее бессмертии, о судьбе и Промысле. Заключительная часть трактата (главы 18–33) посвящена вопросам практи­ческой философии: о добродетели и пороке, о государственном устройст­ве, о природе зла; специальное внимание (в духе послеямвлиховского пла­тонизма) уделено вопросу о почитании богов, религиозных обязанностях и жертвоприношениях.

Сочинения:

  • Saloustios. Des dieux et du monde. Ed. G. Rochefort. Paris, 1960, p. 2–25;
  • Sallustius. Concerning the Gods and the Universe. With proleg. and tr. by A. D. Nock. Oxford, 1932, 19632.
  • Саллюстия-философа книга о богах и о мире. Пер. Ю.А. Шичалина, – Учебники платоновской философии. Сост. Ю.А. Шичалин. М.; Томск, 1995, с. 105– 120.

Литература:

  • ЛОСЕВ, ИАЭ VII. Последние века. Кн. 1. М., 1988, с. 331–358.

М. А. СОЛОПОВА