Библиографическое описание:
Солопова М.А. ЕВНАПИЙ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 371-373.


ЕВНАПИЙ (Εὐνάπιος) из Сард в Лидии (ок. 349 – после 414 н.э.), ис­торик и «софист» (занимал должность официального преподавателя ри­торики в Сардах), близкий к Пергамской школе неоплатонизма. Учился в Афинах у софиста Проересия (ок. 362–367) и неоплатоника Хрисанфия (после 367). Известен как автор двух произведений: «Всеобщей истории», являющейся продолжением «Истории» Дексиппа и описывающей собы­тия с 270 по 404 н.э. (сохранилась во фрагментах в «Лексиконе» Суды, у Зосимы и Константина Багрянородного), и «Жизнеописаний философов и софистов» (Βίοι φιλοσόφων καὶ σοφιστῶν), важного источника по истории позднеантичной философии кон. 3 – нач. 5 в.

Историко-философский труд Е., написанный после 396 (вероятно, в самом начале 5 в., – в тексте упомянуто вторжение в Грецию вестготов Алариха, Eun. V. Soph. 45, 10–46, 10 G.), состоит из биографий философов (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Эдесий, Максим, Приск, Хрисанфий), софис­тов (Юлиан Каппадокийский, Проересий, Епифаний, Диофант, Гимерий, Либаний, Акакий, Нимфидиан) и врачей (Зенон, Магн, Орибасий, Ионик), скомпонованных по хронологическому принципу; основной стержень кни­ги составляют биографии интеллектуалов, в свое время приближенных ко двору имп. Юлиана.

После риторического зачина, в котором Е. высоко оценивает Ксенофонта как писателя и историка, а также упоминает Порфирия и Сотиона как ав­торов наиболее обстоятельных историко-философских сочинений, Е. де­лает предварительные замечания о периодизации античной философии и состоянии источников по интересующему его периоду. Он говорит о вре­менах, отличавшихся «изобилием мужей» и выделяет с этой точки зрения периоды: 1) до Платона; 2) после Платона, 3) от правления имп. Клавдия и Нерона до начала правления Севера (ср. 5, 5–7). По-видимому, Е. подразу­мевает, что следует выделить также и 4) период с начала правления Севера до правления имп. Юлиана, которому он и посвящает свое произведение. По замечанию Е., ему известно очень немного историко-философских со­чинений, посвященных философам Нового времени; в частности, никто не написал историю «периода имп. Клавдия и Нерона», представленного именами Плутарха из Херонеи, Диона Хрисостома, Аполлония Тианского, Музония Руфа, Деметрия киника и др., так что об их жизни известно исклю­чительно на основании автобиографических данных из их собственных со­чинений. (Примером для Е. является Флавий Филострат, написавший книгу о софистах этого периода.) Е. вынужден использовать («не изменяя в них ничего») скудные письменные источники, а также весьма ненадежную уст­ную традицию.

Первым из новых философов у Е. представлен Плотин, жизни которого он посвящает буквально несколько строк, отсылая к исчерпывающей «Жизни Плотина» Порфирия. Первой содержательной биографией является биогра­фия самого Порфирия, затем следует жизнеописание ученика Порфирия Ямвлиха, которого Е. описывает как «божественнейшего» философа и не­заурядного теурга. Биографии ученика Ямвлиха Эдесия Каппадокийского, Максима Эфесского, Проересия и Хрисанфия, учителя Е., – философов, со­ставивших т. н. Пергамскую школу неоплатонизма, к которой принадлежал и почитаемый Е. имп. Юлиан, – относятся к важнейшим источникам по фи­лософии 4 в. н. э. Каждая из биографий-новелл Е. показывает своего героя прежде всего как живой образец добродетели, которой обладает душа ис­тинного философа, приблизившаяся к божеству. Для Е. как для историка характерно привнесение в исторические труды восходящих к философии Ямвлиха неоплатонических концепций о «божественных мужах» и их роли в организации космоса посредством теургии. Как ученик неоплатоников Е. придает особое значение описанию чудес, для него чудеса и предсказания – это высший критерий достоверности описываемых фактов, свидетельство несомненной «божественности» его героев.

Сочинения:

  • Eunapii Vitae sophistarum. Rec. J. Giangrande. R., 1956;
  • Philostratus Flavius and Eunapius. The lives of the sophists. With an engl. Transl. by W.C. Wright. Camb. (Mass.); L., 1968 (LCL);
  • Евнапий. Жизни философов и софистов. Пер. Е.В. Дарк и М.Л. Хорькова, комм. и посл. М.Л. Хорькова, – Римские историки IV века. М., 1997.
  • Фрагменты «Истории»: Eunapius. Excerpta ex historia, fragmenta e Suida, – Historiarum quae supersunt Dexippi, Eunapii, Petri Patricii, Prisci, Malchi, Menandri. Bonn, 1829;
  • Blockley R. C. The Fragmentary Classicising Historians of the Later Roman Empire. Vol. 1–2. Liverpool, 1981–1983.

Литература:

  • Nenci G. Eunapio, Vitae Sophist II 2, 6–8 e la periodizzazione della φιλόσοφος ἱστορία, – ASNP 3, 1973, p. 95–102;
  • Avotins I. et M.M. Index in Eunapii Vitae sophistarum. Hldh., 1983;
  • Banchich Th.M. The date of Eunapius’ Vitae sophistarum, – GRBS 25, 1984, p. 183–192;
  • Goulet R. Histoire et mystère. Les Vies de philosophes de l’ Antiquité tardive, – ENTRETIENS 34. La Biographie antique. Vandv.; Gen., 1988, p. 217–265;
  • Penella R.J. Greek Philosophers and Sophists in the Fourth Century A.D.: Studies in Eunapius of Sardis. Leeds, 1990;
  • Goulet R. Eunape de Sardes, – DPhA III, 2000, p. 310–324.

М. А. СОЛОПОВА