Библиографическое описание:
Парфенова Е.Г. «АНАЛИТИКИ» // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 118-120.


«АНАЛИТИКИ», сочинения Аристотеля по логике, входящие в со­став «Органона». Каждая из «Аналитик» состоит из двух книг (самим Аристотелем все четыре книги цитируются просто как «Аналитики»), раз­делением на «Первую Аналитику» и «Вторую Аналитику» мы обязаны, по­видимому, Андронику Родосскому. Однако в тексте имеются указания на то, что сам Аристотель читал эти книги в их сегодняшнем порядке. Очевидно, настоящий текст «А.» состоит из большого числа отдельных сочинений, от­носящихся к разному времени, и уже в Античности пытались установить их истинный хронологический порядок.

«Первая Аналитика» (̕Αναλυτικὰ πρῶτα, Analytica priora). Содержание книги составляет ассерторическая и модальная силлогистика, которая исто­рически является первой дедуктивной теорией, содержащей классифика­цию основных категорических силлогизмов. Книга преследует практиче­скую цель: научить учеников легко находить посылки к установленному тезису (An. Pr. I, 27, 43a20). Сам термин «силлогизм» (συλλογισμός) впер­вые встречается у Платона (Crat. 412a5; Theaet. 186d3). Умозаключать (συλλογίζεσθαι), по Платону, – это собирать вместе и сводить воедино по­лученные в ходе обсуждения положения, чтобы из них, как из предпосы­лок, сделать окончательный вывод. Аристотель определяет силлогизм как «речь, в которой, если нечто предположено, то с необходимостью вытекает нечто отличное от положенного в силу того, что положенное есть» (An. Pr. I, 24b18–20).

Композиция книг (ср. An. Pr. II, 52b38–53a3): 1) фигуры и посылки силлогизма (гл. 4–26, сюда входят ассерторические и модальные выводы); 2) техника опровержения, обоснования, проведения исследования (гл. 27– 31); 3) установление начал для исследования (гл. 32–46).

Аристотелевский силлогизм представляет собой условное предложение, т. е. посылки в нем, в отличие от заключения, не утверждаются: «Если А вы­сказывается о всем В (принадлежит всему В) и В высказывается о всем С, то А высказывается о всем С». В систематическом изложении силлогистики нет ни одного примера с конкретными терминами (они бывают только при демонстрации неправильных комбинаций посылок) и также нет единичных терминов – только универсальные. Использование переменных вместо кон­кретных примеров позволяет Аристотелю необычайно сжато описать анали­тические действия. Это обстоятельство явилось решающим шагом для разви­тия логики. В «Физике» также много буквенных символов; несомненно, что Аристотель применяет для своих целей методы современной ему геометрии.

Аристотель называет термины (ὅροι): больший, меньший и средний. По положению среднего термина (в нашем примере В), встречающего­ся в посылках и не входящего в заключение, силлогизмы подразделяются на 3 фигуры; модусы отдельных фигур различаются между собой логиче­скими особенностями посылок и заключения: они могут быть общеутверди­тельными, общеотрицательными, частноутвердительными либо частноот­рицательными предложениями. В каждой фигуре возможны 64 комбинации, из которых только 6 являются значимыми силлогизмами. Силлогизмы 1-й фигуры Аристотель называет совершенными (или очевидными), они могут быть верифицированы, т. е. подтверждены с помощью некоторых правил до­казательства, и имеют аксиоматический характер. Модусы 2-й и 3-й фигур могут быть «сведены» к силлогизмам 1-й фигуры и таким образом в свою очередь быть доказанными. Таких способов Аристотель называет три: 1) обращение, 2) сведение к невозможному (reductio ad impossibile); 3) выде­ление (ἔκθεσις), т. е. подстановка понятия, подчиненного данному. В систе­ме Аристотеля отсутствует 4-я силлогистическая фигура, хотя упоминают­ся некоторые ее модусы (An. Pr. I, 34), квалифицируемые как обращения силлогизмов 1-й фигуры. По мнению Г. Патцига, Аристотель отверг 4-ю фигуру, т. к. ее оказалось невозможно определить посредством используе­мого им метода. Модальная силлогистика излагается Аристотелем в An. Pr. I, 8–22. В гл. 31 содержится критика диайретического метода Академии как метода доказательства (см. Диэреза). По мнению Г. Чернисса, Аристотель старался препятствовать тому, чтобы его силлогистику ставили в какую-ли­бо связь с диэрезой. An. Pr. I представляет собой один из лучших дошед­ших до нас учебных текстов, она строго скомпонована и ясно написана. Аристотель развивает в ней одну тему, не отвлекаясь на иные вопросы.

В отличие от нее An. Pr. II не представляет собой единого целого; она состоит из различных маленьких статей, которые первоначально не пред­полагалось делать продолжением An. Pr. I. Соединив их впоследствии вме­сте, Аристотель предпослал им краткое введение. В тексте An. Pr. II мож­но различить 3 части: 1) некоторые особенности обращения силлогизмов (гл. 1–15); 2) обсуждение ошибок в построении силлогизмов и средства к избежанию их (гл. 16–21); 3) пять используемых в диалектике форм доказа­тельства, которые могут быть сведены к одной их 3-х фигур (гл. 23–27).

«Вторая Аналитика» (̕Αναλυτικὰ ὕστερα, Analytica posteriora). Аристотель противопоставляет диалектике в качестве более строгого науч­ного метода ана литику – теорию аподиктического (доказывающего) сил­логизма, исходящего из необходимых и достоверных посылок и приводя­щего к точному знанию.

An. Post. I содержит теорию доказательства и, шире, теорию аксио­матических наук. Содержание ее тесно связано с теорией силлогизма. Аристотелевская теория доказательства отчасти ведет свое происхождение от геометрического доказательства и заимствует также из геометрии неко­торые термины: «доказательство», «аксиома», «начала», «элементы». Почти все примеры в тексте математико-геометрические.

An. Post. II формально посвящена теории дефиниции, в действительно­сти представляет собой исследование по основным вопросам научной рабо­ты: «Что именно мы исследуем, когда мы занимаемся наукой?» Приводимые примеры показывают, что наряду с написанием этой книги Аристотель начал заниматься натурфилософскими исследованиями. Основной вопрос An. Post. II: познавательно-теоретическое объяснение отношений между всеобщим (универсальным, καθόλου) и частным (единичным, καθ̕ ἕκαστον), а также пси­хологического процесса: каким образом можно достичь познания всеобщего. Эпистемологическая проблема познания начал представляет собой альтерна­тиву к теории припоминания Платона (см. Анамнесис): начала научно-фило­софского знания недоказуемы и познаются либо непосредственно разумом, т. е. интеллектуальной интуицией, либо, но лишь отчасти, путем индукции. Единичное, как более близкое к чувственной реальности, является «первым для нас», т. е. легче постижимым, но «вторым по природе», т. е. более уда­ленным от ее начал. Всеобщее, наоборот, как более далекое от чувственного мира, является «вторичным для нас», труднее постижимым, но первичным по природе. Знать в аристотелевском смысле – это знать первые причины или начала явления, т. е. всеобщее. Собственно научное знание о единичном не­возможно. Знание о всеобщем не врожденное, оно достигается постепенно через ощущение, память, опыт, интуицию и науку. Т. обр., наиболее научный характер имеет познание, опирающееся на знание универсалий.
Античные коммент арии на «А.». Известны следующие авторы, комментировавшие «А.»: Александр Афродисийский (CAG II, 1; для его комментария характерно толкование стоической пропозициональной ло­гики в качестве своеобразной метасистемы по отношению к аристотелев­ской силлогистике), Фемистий (CAG V, 1; составил парафраз «Второй Аналитики»), Аммоний, сын Гермия (CAG IV, 6; в своем комментарии Аммоний подразделяет силлогизмы на категорические, гипотетические и получающиеся посредством присоединения к посылке дополнительного предложения), Иоанн Филопон (CAG XII, 2; в его комментарии, вероятно впервые, для иллюстрации силлогистических закономерностей применя­ются идеографические средства (незамкнутые дуги); характерна тенденция преодолевать логико-гносеологические трудности за счет семиотико-грам­матических дистинкций), Элий (сохранился небольшой отрывок-сокра­щение из его комментария на An. Pr. I), Проб (его комментарию принад­лежит важная роль в процессе проникновения и распространения «А.» на Востоке). В Западной Европе «А.» стали известны лишь в 12 в., когда был опубликован их перевод на латинский язык.

Рус. пер.: Н.Н. Ланге (1891–1894), Б.А. Фохта (1952).

Текст и переводы

  • Aristotelis Organon. Ed. Th. Waitz. Vol. 1–2. Lpz., 1844–1846.
  • Haalen, 19652; Aristotelis Analytica priora et posteriora. Rec. W. D. Ross. praef. L. Minio-Paluello. Oxf., 1964;
  • Aristotle’s Prior and Posterior Analytics. A revised text with Introd. and Comm. by W. D. Ross. Oxf., 1965;
  • Aristotele. Gli Analitici Primi. A cura di M. Mignucci. Nap., 1969;
  • Analitici Secondi. A cura di M. Mignucci. Bologna, 1971;
  • Aristotle’s Prior Analytics. Tr. and comm. by R. Smith. Indnp., 1989;
  • Detel W. (übers., komm.). Aristoteles Analytica Posteriora. Bd. 1–2. B., 1993.
  • Первая Аналитика. Вторая Аналитика. Пер. Б. А. Фохта, – Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1978, c. 117–254; 255–346.

Литература

  • Becker A. Die Aristotelische Theorie der Möglichkeitsschlüße. B., 1933;
  • Ebbinghaus K. Ein formales Modell der Syllogistik des Aristoteles. Gött., 1964;
  • Patzig G. Die aristotelische Syllogistik. Logisch-philosophische Untersuchungen über die Buch A der «Ersten Analytiken». Gött., 1969;
  • Barnes J. Aristotle’s Theory of Demonstration, – Phronesis 14, 1969, p. 123–152;
  • Ancient Logic and Its Modern Interpretation. Ed. J. Corcoran. Dordr., 1974;
  • Aristotle on Science. The Posterior Analytics. Proceedings of the VIII Symposium Aristotelicum. Ed. E. Berti. Padua, 1981;
  • McKirahan R. Principles and Proofs: Aristotle’s Theory of Demonstrative Science. Princ., 1995;
  • Patterson R. Aristotle’s Modal Logic: Essence and Entailment in the Organon. Camb., 1995;
  • Charles D. Aristotle on Meaning and Essence. Oxf., 2000;
  • Лукасевич Я. Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики. М., 1959;
  • Попов И.С., Стяжкин Н.И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения. М., 1974;
  • Луканин Р.К. Органон Аристотеля. М., 1984;
  • Бочаров В.А. Аристотель и традиционная логика. М., 1984.

Е. Г. ПАРФЕНОВА