Библиографическое описание:
Шичалин Ю.А. АТТИК // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 200-201.


АТТИКΑττικός) (2-я пол. 2 в. н. э.), греческий философ-платоник, автор полемического трактата «Против пытающихся объяснить платоновское уче­ние через аристотелевское» (Πρὸς τοὺς διὰ τῶν ̕Αριστοτέλους τὰ Πλάτωνος ὑπισχνουμένους), сохранились фрагменты у Евсевия Кесарийского, Pr. Ev. XI; XV; вероятно, у А. было также специальное сочинение, посвященное кос­мической душе; есть ссылки на его комментарии к платоновским «Тимею», «Федру», «Федону», а также – к «Категориям» Аристотеля. Вероятно, имен­но А. возглавил восстановленную в 176 имп. Марком Аврелием кафедру платоновской философии в Афинах (см. Афинская школа платонизма).

А. – представитель афинского платонизма, подчеркнуто стремящегося оградить себя от влияния других школ. Поэтому А. поддерживает антиари­стотелевские тенденции своего предшественника Кальвена Тавра; оборот­ной стороной этого оказываются, однако, стоические моменты учения А.

Порядок частей философии, принимаемый А., – этика, физика, логи­ка (ср. Евдора). Первенство этики, по А., отличает Платона от Аристотеля (начинавшего с логики), как и учение о добродетели (которой, по Платону, одной достаточно для блаженства) и учение о бессмертии индивидуальной души, которого не признавал Аристотель (фр. 1–2; 7 Des Places).

В области физики А. – как и Плутарх из Херонеи – сторонник пони­мания демиургического мифа «Тимея» как протяженного во времени про­цесса. При этом А. считает, что до вмешательства Демиурга неупорядочен­ная материя, движимая злой душой, существовала вечно, а демиург привел ее в порядок (фр. 4; 23). Проблема творения мира связана для А. с учением о промысле: мир упорядочен потому, что создатель счел это состояние луч­шим, нежели беспорядок, и может сохранять это упорядоченное состояние вечно. Демиург, прежде чем создать вещи, мыслит их; эти «мысли божьи» и есть идеи (фр. 9). Т. обр., идеи у А. рангом ниже Демиурга, за что его позд­нее упрекал Сириан (фр. 40), согласно которому у А. идеями оказываются всеобщие логосы, вечно существующие в душе, с которой тождественна природа (фр. 8).

А. подчеркивает, что мир состоит из 4 элементов, отвергая аристотелев­ский пятый элемент – эфир (фр. 5). Критика эфира для А. принципиальна: называя эфир неаффицируемым телом, Аристотель, по А., пытается припи­сать ему свойства умопостигаемой сущности, что для платоников недопус­тимо. Прокл отмечает, что для А.-комментатора характерно строгое следо­вание тексту Платона (фрг. 14).

Фрагменты

  • Atticus. Fragments. Texte et. et trad. par Ed. Des Places. P., 1977.

Литература

  • Baltes M. Zur Philosophie des Platonikers Attikos, – Platonismus und Christentum: FS fur H. Dorrie. Hrsg. H.-D. Blume. Munst., 1983, S. 38–57;
  • Moreschini C. Attico: una fi g­ura singolare del medioplatonismo, – ANRW II 36, 1, 1987, p. 477–491.

См. также лит. к ст. Средний платонизм.

Ю. А. ШИЧАЛИН