Библиографическое описание:
Шичалин Ю.А. ПЛУТАРХ АФИНСКИЙ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 589.


ПЛУТАРХ АФИНСКИЙ (Πλούταρχος ὁ ̕Αθηναῖος), сын Нестория (ум. 432 н. э.), греческий философ-неоплатоник, первый «диадох» Академии, введший в нее благодаря Приску и Ямвлиху Младшему платонизм ямвли­ховской ориентации, по существу – основатель неоплатонической школы в Афинах, размещавшейся в его доме вплоть до закрытия в 529. Дед П., также Несторий, был иерофантом и, по свидетельству историка Зосимы (Hist. IV 18, p. 172, 27–173, 20 Mendelsohn), совершением соответствую­щих обрядов Афине и Ахиллу спас Афины от землетрясения в 376. Однако сам П., скорее, придерживался интеллектуалистской позиции и сдержан­но относился к теургическим увлечениям Ямвлиха и его последователей. Написал комментарии к ряду диалогов Платона и толковал Аристотеля, учитывая точки зрения как Александра Афродисийского (с которым он не соглашался по ряду вопросов, – ср. Jo. Philop. In De an. 21, 20–23 Hayduck; Simpl. In De an. 302, 23–29 Hayduck, etc.). Его сотрудником и преемником был Сириан, с ним читал «О душе» Аристотеля и платоновского «Федона» (35 цитат из комментария П. на текст Аристотеля «О душе» в коммента­риях на этот трактат у Иоанна Филопона и Симпликия, ссылки в коммен­тариях на «Федона» Олимпиодора и Дамаския) Прокл, ставший преем­ником Сириана по руководству школой. Прокл упоминает толкование П. на «Парменида». П. комментировал также «Горгия». Среди учеников П. – Гиерокл.
П. учил о вышебытийном едином (его формулировки соотносимы с Анонимным комментарием на «Парменид» Платона). Его концепция «доксы»-мнения и «фантасии»-воображения как центральных способно­стей души, связывающих ее не только с чувственно воспринимаемым ми­ром, но и со сферой ума (откуда именно, в частности, душа черпает образцы для математических построений), оказала влияние на Прокла. См. также Афинская школа (неоплатонизма).
Фрагм.: Plutarco di Atene. L’uno, l’Anima, le Forme. Ed. D. P. Taormina. Fir., 1989.
Лит.: Blumenthal H. J. Plutarch’s exposition of the De anima and the psychology of Proclus, – ENTRETIENS 21. De Jamblique à Proclus. Vandv.; Gen., 1975, p. 123–147.

Ю. А. ШИЧАЛИН