Библиографическое описание:
Солопова М.А. ДИОДОР КРОН // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 338-340.


ДИОДОР КРОН (Διόδωρος ὁ ἐπικληθεὶς Κρόνος, по прозвищу «Крон») из Иаса в Карии (ок. 350 – ок. 284 до н.э.), философ-мегарик, главный пред­ставитель т. н. Диалектической школы – позднего периода существования Мегарской школы. Жил и учил в Афинах и Александрии.

Получили известность его: 1) трактовка понятия возможного (δυνατόν); 2) формулировка условий правильной импликации (ὑγιὲς συνημμένον); 3) учение об «амерах» (ἀμερῆ) и 4) аргументы против движения.

1. Д. сформулировал т. н. аргумент «Повелитель» (κυριεύων λόγος), с помощью которого защищал парадоксальный тезис о том, что возмож­но только то, что действительно. По свидетельству Эпиктета (Diss. II 19), «Повелитель» состоит из трех высказываний, одно из которых должно быть ложно: 1) прошлое по необходимости истинно; 2) невозможное не следу­ет из возможного; 3) возможное – это то, что не истинно ни в настоящем, ни в будущем.

Т. обр., возможного нет ни в прошлом (1), ни в настоящем, ни в буду­щем (2), а если бы оно и было, то не смогло измениться в действитель­ное (т.е. стать невозможным, (3)). Для спасения понятия возможного Д. счел ложным (3), полагая, что не может быть неосуществленных возмож­ностей, – тогда получается, что возможное и действительное совпада­ют (Плутарх приводит определение Д. возможного: «то, что истинно сей­час, или будет истинно в будущем» – Plut. St. rep. 1055e). Предполагается, что «Повелитель» Д. откликается на аристотелевскую постановку вопроса об истинности высказываний о будущих событиях (ср. «завтрашнее морское сражение» в De int. IX). Стоики, испытавшие заметное влияние со стороны мегариков, посвятили парадоксам Д. множество сочинений, причем решали эту задачу с третьим лишним иначе: Клеанф отрицал (1), Хрисипп – (2).

2. Другая обсуждавшаяся Д. проблема – проблема логического следова­ния. По Д., высказывание типа «если А, то В» истинно только лишь в том случае, если никогда (ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем) не бы­вает одновременно А – истинно, а В – ложно. Напр., выражение «если сей­час день, то я разговариваю» ложно, ибо я могу днем (антецедент истинен) не разговаривать (консеквент В ложен). Импликация, по Д., может быть формально правильной и когда антецедент ложен, а консеквент истинен напр.: «если нет неделимых элементов бытия, то есть неделимые элементы бытия» – Pyrrh. II 11, 110–111), и когда антецедент и консеквент вместе лож­ны («если существует движение, то существует пустота» – Adv. math. VIII 332–333). Предложенная Д. трактовка носит в современной логике назва­ние «материальной импликации»; связанные с ее применением в естествен­ном языке парадоксы у Д. обозначены (из лжи следует что угодно, и истина следует из чего угодно).

3. Учение об «амерах» Д. – математизированная версия атомизма. Амеры – «не имеющие частей» (ἀμερῆ) маленькие тела, подобные атомам Демокрита, их число тоже полагается бесконечным (Stob. I 10, 16), но в от­личие от них амеры Д. одинаково просты и даже мысленно неделимы на час­ти, они не характеризуются особой формой. Д. распространял представление о мельчайших неделимых не только на понятие тела, но и на понятия про­странства и времени: промежуток времени состоит из неделимых мгнове­ний, а любой промежуток пространства состоит из неделимых протяженных отрезков. На допущении амер были основаны доказательства Д. против дви­жения.

4. По Д., ничто не «движется», но только бывает «подвинуто» (Sext. Adv. math X 85–102; Stob. I 19,1 = Aët. I 23, 5). Доказательства Д. данного тезиса в изложении Секста Эмпирика заключаются в следующем: 1) тело, не имеющее частей (амера), должно находиться в не имеющем частей мес­те и поэтому не должно двигаться ни в нем (поскольку оно заполняет его, а движущееся должно иметь место, большее себя), ни в том месте, в кото­ром оно не находится (поскольку оно уже не находится в том месте, чтобы в нем двигаться). Поэтому оно не движется. Но поскольку сначала тело на­блюдалось в одном месте, а потом – в другом, следовательно, оно все же пе­редвинулось. Иначе: 2) Если нечто движется, то оно движется либо в том месте, где находится, либо в том месте, где не находится. Но оно не дви­жется в том месте, где находится (ибо в нем оно покоится), и в том, где не находится (где его нет, там оно ничего не претерпевает). Следовательно, тело не движется. Поясняя свою мысль об истинности уже совершившего­ся движения, Д. приводил ряд примеров, среди них пример с шаром: пусть шар брошен на крышу; пока он летит, нельзя сказать «он касается крыши», а когда он коснется ее, будет истинно прошедшее совершенное: «он коснул­ся крыши» (X 101).

Другое доказательство Д. было основано на анализе времени (см. Adv. math. X 119–120): движущееся движется в настоящем «теперь», т. е. в неде­лимое время (ибо если настоящее разделится, то разделится на прошлое и бу­дущее и перестанет быть настоящим). Но движущееся в неделимом времени проходит по неделимым местам; но если оно проходит по неделимым мес­там, оно не движется: когда оно находится в первом неделимом месте, оно еще не движется, когда же находится во втором неделимом месте, оно опять не движется, но подвинуто. Получается, что о движении можно судить только как о свершившемся факте, но мыслить его как процесс невозможно.

Аргументация Д. против движения сопоставима с апориями места и дви­жения у Зенона Элейского и подкрепляет усвоенную мегариками элейскую картину единого вечного мира, в котором нет движения и гибели, и единого блага, называемого лишь разными именами (см. Евклид Мегарский).

Учениками Д. был Филон «Диалектик» и Зенон из Кития, впоследст­вии основатель Стои, последователи которого создавали свою пропозицио­нальную логику под большим влиянием мегариков.

Фрагменты:

  • Döring K. Die Megariker: Kommentierte Sammlung der Testimonien. Amst., 1972;
  • GIANNANTONI, SSR I, 1990, p. 78–95;
  • Long A.A., Sedley D.N. The Hellenistic Philoso­phers. Camb., 1987.

Литература:

  • Gaskin R. The Sea Battle and the Master Argument. B.; N. Y., 1995;
  • Sedley D. Diodorus Cronus and Hellenistic Philosophy, – PCPS n. s. 23, 1977, p. 73–120 (= Irwin T. (ed.) Classical Philosophy: Collected Papers. Vol. 8. Hellenistic Philosophy. 1995);
  • Giannantoni G. Aristotele, Diodore Crono e il moto degli atomi, – SicGymn 33, 1980, p. 125–133;
  • Giannantoni G. Il «kurieuon logos» di Diodoro Crono, – Elenchos 2, 1981, p. 239–272;
  • Denyer N. The Atomism of Diodorus Cronus, – Prudentia 13, 1981, p. 33–45.

М. А. СОЛОПОВА