Библиографическое описание:
Шичалин Ю.А. АКАДЕМИЯ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 81-83.


АКАДЕМИЯΑκαδήμεια или ̕Ακαδημία), школа Платона, названная так по имени общественного гимнасия, существовавшего, вероятно, со времен Солона (нач. 6 в. до н. э.) в северо-западном пригороде Афин на месте свя­тилища в честь местного героя Академа. Недалеко от Академии Платон по­сле I-й сицилийской поездки (387) приобрел небольшое имение (κηπίδιον – D. L. III 19–20) и вел занятия либо у себя, либо в гимнасии, причем и здесь и там он устроил святилища в честь Муз. По-видимому, школа Платона – созданный по личной инициативе кружок единомышленников, составив­ших своего рода неофициальный политический клуб и вместе чтущих па­мять отмеченного божеством учителя философии Сократа, – образуется в 80-е годы, и в ней по инициативе и по образцу Платона начинают писать диалоги (с обязательным участием Сократа), полемизируют с другими со­кратиками, софистами и риторами, ведут диспуты и занимаются матема­тикой. Когда Платон во второй раз едет на Сицилию (367–366), его заме­щает Евдокс (предпринимались попытки оспорить это), и в то же время в Академии появляется Аристотель, при котором развивается стихия дис­путов и расширяется система литературных и лекционных жанров (диалоги с участием современников, доклады, курсы лекций, трактаты).

Последовательность схолархов Академии после смерти Платона (347) восстанавливается на основе прежде всего «Списка академиков» Филодема (Academicorum index Herculanensis), 4-й книги Диогена Лаэртия и ста­тьи Πλάτων из Суды: Спевсипп из Афин, племянник Платона (ум. 339); Ксенократ из Халкедона (ум. 314/13); Полемон из Афин (ум. 270/69); Кратет из дема Фрия в Афинах (?); Сократид (? – вероятно, последний, кто вел за­нятия не только в Академии, но и в имении Платона); Аркесилай из Питаны (D. L. IV 32: «школу он принял после кончины Кратета, когда некий Сократид уступил ему это главенство»; ум. 241/40); Лакид из Кирены (ум. ок. 207), который первым еще при жизни передал руководство школой Телеклу и Евандру из Фокеи, преемником которого был Гегесин из Пергама (D. L. IV 60). Суда между Лакидом и Карнеадом из Кирены называет Евандра, Дамона, Леонтея, Мосхиона, Евандра из Афин, Гегесина; «Список академи­ков» (col. M 10–21) называет Леонтея, Демона из Кирены, Деметрия, Полита (?) из Фокеи, двух Евбулов, Мосхиона, Агаместора, Евандра (?) и Телекла, Евфориона; вероятно, не все они были схолархами (Cic. Acad. II 16: Карнеад «был после Аркесилая четвертым, так как его наставником был Гегесин, который сам слушал Евандра, ученика Лакида»). Карнеад из Кирены (ум. 129/28), Карнеад Младший (131/30), Кратет из Тарса (ум. 127/26), Клитомах (110/109), Филон из Ларисы, который покинул Афины в 88. Филон не оста­вил преемника (Sen. Nat. qu. VII 32, 2), и на нем прерывается цепь непосред­ственного преемства схолархов Академии.

Ученик Филона Антиох Аскалонский порывает с ним еще при его жизни и основывает собственную школу (Numen. Fr. 28, 11–12 Des Places: ἑτέρας ἄρξας ̕Ακαδεμίας), назвав ее «Древней Академией» (Cic. Brut. 315; Acad. II 70), к которой он относил Платона и его ближайших последователей, про­тивопоставляя ей скептицизм Аркесилая; в этом двойном разделении ему следовал Цицерон.

Тройное членение Академии представлено в «Списке академиков» (IAHerc XXI 37–42): Средняя начинается с Аркесилая, Новая – с Лакида (ср. D. L. I 14, I 19, IV 59; Суда, Λακύδης; аберрация связана с тем, что Лакид стал учить в новом месте, названном Лакидейон); однако новый со­держательный этап в развитии Академии начинается с Карнеада, которого и называет родоначальником Новой Академии Секст Эмпирик (Pyrrh. I 220; ср. [Galen.] Hist. phil. 3; Clem. Strom. I 64, 1). Согласно последнему, круг Филона и Хармида составил 4-ю Академию (Pyrrh. I 220, cf. 235), а школа Антиоха – 5-ю (I 220, cf. 235). Брат Антиоха Аскалонского Арист упомина­ется Цицероном в «Бруте» (332), написанном в 46 до н. э. как глава (heres) «Древней Академии»; но уже осенью 45-го его, вероятно, не было в живых, т. к. сын Цицерона слушал только ученика Ариста перипатетика Кратиппа. Другой ученик «Древней Академии», Аристон Александрийский, также пе­решел в Перипат. Согласно Плутарху (Brut. 2, 3), Марк Юний Брут в авгу­сте 44 слушал в Афинах Кратиппа и «академика Теомнеста». Это последний живший и преподававший в Афинах философ, которого источники назы­вают «академиком»: нет оснований считать его преемником Ариста, хотя нельзя сказать и того, что он продолжал традицию скептической Академии, вероятно обратившуюся после Филона из Ларисы к пирронизму.

Т. обр., на Аристе завершается история основанной Антиохом Аска лон­ским «Древней Академии», само название которой было ярким свидетель­ством того возвратного порыва философской мысли Античности, который в период т. н. Среднего платонизма искал идентичности во все большем внимании к текстам основателя школы и постепенно привел к возникно­вению нескольких центров изучения и разработки платоновского наследия вне Афин. И тем не менее, когда афинские платоники в 4–6 вв. считали себя «диадохами» Платона и говорили о «золотой цепи» его адептов, это было не только «сентиментальной конструкцией» (W. Görler, S. 982), но и конста­тацией того пути, на котором античный платонизм сумел подвести самый внушительный итог всего развития языческой мысли и сохранить ее насле­дие для Византии, арабов и Западной Европы.

Источники

  • Filodemo. Storia dei fi losofi . Platone e l’Academia (PHerc. 1021e164). Ed., trad. e comm. a cura di T. Dorandi. Nap., 1991.

Литература

  • Lynch J. P. Aristotle’s School. A Study of a Greek Educatinal Institution. L., 1972;
  • Glucker J. Antiochus and the Late Academy. Gött., 1978;
  • Billot M.-F. Académie (topographie et archéologie), – DPhA I, 1989, p. 693–789 (p. 780–87: Platon et l’Ecole Academicienne à l’Académie);
  • Dorandi T. Ricerche sulla cronologia dei fi losofi ellenistici. Stuttg., 1991;
  • Baltes M. Plato’s school, the Academy, – ΔΙΑΝΟΗΜΑΤΑ. Kleine Schriften zu Platon und zum Platonismus, von Matthias Baltes. Hrsg. v. A. Huffmeier et al. Stuttg.; Lpz., 1999, S. 249–273;
  • Dillon J. The Heirs of Plato. A Study of the Old Academy (347–274 B.C.). Oxf., 2003.

Ю. А. ШИЧАЛИН