Библиографическое описание:
Солопова М.А. ЕВБУЛИД // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 357-358.


 

ЕВБУЛИД (Εὐβουλίδης) из Милета (4 в. до н.э.), философ-мегарик, по­лучивший известность благодаря формулировке ряда логических па­радоксов («диалектических задач», διαλεκτικοὶ λόγοι): «Лжец», «Куча», «Спрятанный», «Покрытый», «Электра», «Рогатый» и «Лысый» (D. L. II 108). Был современником и оппонентом Аристотеля, который упоминает софизмы Е. в своем сочинении «О софистических опровержениях» (дати­ровка по Дюрингу ок. 348 до н.э.). Отличавшая Е. склонность к спорам и интерес к технике аргументации дают основание именно его и его уче­ников отождествить с теми последователями сократика Евклида, которых называли уже не «мегариками», а «эристиками» (D. L. II 106), определяя их занятия, скорее, в контексте софистической диалектики.

Наиболее знаменит парадокс «Лжец» (Ψευδόμενος), связанный с проб­лемой самоотнесения понятий: истинно или ложно высказывание «я лгу»? Если «я лгу» ложно, то, поскольку это и утверждается, высказывание должно быть истинно; если «я лгу» истинно, то, поскольку в нем утвер­ждается его ложность, значит, ложно» (ср. вариант парадокса в изложении Аристотеля, De Soph. El., 25, 180b2–7, а также Cic. Acad. II 96). Этот пара­докс нашел свое разрешение только в логике 20 в. (А. Тарский) благодаря введению понятия метаязыка и запрету применять предикаты «истинно» либо «ложно» (термины метаязыка) к языку, на котором формулируется высказывание.

Также к серии парадоксов относятся рассуждения «Куча» и «Лысый»: добавляя к зернышку по зернышку, когда мы можем сказать, что образова­лась куча? теряя по одному волосу, с какого момента человек становится лы­сым? Остальные известные рассуждения Е. вернее отнести к разряду софиз­мов: «Что ты не потерял – ты имеешь. Рогов ты не потерял. Следовательно, ты рогат» («Рогатый», D. L. VII 187); «Электра»: перед Электрой стоит ее брат Орест под покрывалом; она знает своего брата, но не знает, кто под покрывалом, – она его знает и не знает (с видоизменениями того же сюже­та – «Спрятанный» и «Покрытый»).

Вероятно, у Е. было некое сочинение, посвященное суду над Сократом: Диоген Лаэртий со ссылкой на Е. упоминает о сумме выкупа в 100, а не 25 драхм, названную Сократом в качестве возможного наказания (D. L. II 42). Есть свидетельства о том, что Е. сочинял также комедии.

Учениками Е. были Алексин из Элиды, Евфант из Олинфа и Аполлоний Крон, учитель Диодора Крона.

Фрагменты

  • Döring K. Die Megariker: Kommentierte Sammlung der Testimonien. Amst., 1972;
  • Giannantoni, SSR I, 1990, p. 389–400.

Литература

  • Moline J. Aristotle, Eubulides and the Sorite, – Mind 78, 1969, p. 393–407;
  • Döring K. Sokrates, dis Sokratiker und die von ihnen begrundeten Traditionen, – GGPh, Antike 2. 1, 1998, S. 215–218.

См. также Мегарская школа.

М. А. СОЛОПОВА