ГЕКАТОН (Ἑκάτων) Родосский (сер. 2 – нач. 1 в. до н.э.), представитель Средней Стои. Учился у Панетия (Cic. De off. III 63) и, возможно, затем у Посидония. Других биографических сведений нет.
Известны названия семи довольно обширных – по сведениям Цицерона (De off. III 63; 89–90) и Диогена Лаэртия (VI 4; 32; VII 87; 90; 103; 110; 127; 172 и др.) – соч. Гекатона: «Об обязанностях», «О благах», «О добродетелях», «О конечных целях», «О страстях», «О парадоксах», «Полезные изречения» (Χρεῖαι); сохранились немногочисленные фрагменты.
Занимался преимущественно этикой и считался крупнейшим (после Панетия и Посидония) авторитетом Средней Стои. В большинстве отношений придерживался школьной догмы в области этики (неоднократно цитируется у Диогена Лаэртия при изложении нормативных тезисов): сама природа ведет нас к добродетели (VII 87), наслаждение – не благо (VII 103), добродетели довольно для счастья (VII 127) и т. д. Вместе с тем Г. (как, возможно, и Панетий) признавал «добродетелями», или «достоинствами» некоторые «безразличные», но позитивные вещи (здоровье, красоту, силу и т. п): в отличие от «научных и умственных» (ἐπιστημονικαὶ καὶ θεωρηματικαί) эти последние являются «неумственными» (ἀθεώρητοι), поскольку не требуют интеллектуально-нравственного «согласия» и могут быть присущи даже людям дурным (D. L. VII 90–91). Т. обр., Г., возможно, допускал введение «безразличного» в сферу целеполагания, чем открывался путь к синтетическому соединению добродетели и счастья.
Гекатон – авторитетный источник Цицерона в трактате «Об обязанностях» (III 89 сл.; приводятся практические рекомендации Гекатона в конкретных ситуациях: напр., что лучше выбросить в море в случае бури – дорогой груз или дешевого раба, и т.п.) и Сенеки (Ер. 5, 7; 6, 7; 9, 6; De ben. I 3, 9; II 18, 2; III 18, 1 и др.).
Фрагменты
Литература
А. А. СТОЛЯРОВ