Библиографическое описание:
Жмудь Л.Я. АРИСТОКСЕН // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 155-156.


АРИСТОКСЕН (’Αριστόξενος) из Тарента (ок. 370/60 – после 300 до н.э.), философ-перипатетик и ученый, основатель биографического жанра, один из главных в античности авторитетов в теории музыки. Его отец и учитель, музыкант Спинтар, был близок к пифагорейцу Архиту из Тарента, учителя­ми Аристоксена были также пифагорейцы Ксенофил, Эхекрат и др., ученики Филолая и Эврита. После пребывания на Пелопоннесе (в Мантинее и Коринфе), уже сложившимся человеком, Аристоксен присоединился к аристотелевскому Ликею (ос­нован в 335). После смерти Аристотеля Аристоксен, вероятно, остался в Ликее, читая здесь лекции по музыке (fr. 62 Wehrli; Harm. II, 30–31).

Из огромного числа трудов А. (453), косвенно указывающего на его дол­гую жизнь, около 30 сохранились во фрагментах и свидетельствах и лишь два почти полностью: «Начала гармоники» (̔Αρμονικὰ στοιχεῖα) и «Начала ритмики» (̔Ρυθμικὰ στοιχεῖα). За исключением теоретических трактатов по музыке, подавляющее большинство дошедших до нас фрагментов при­надлежит к сочинением, предназначенным для широкой публики. К цен­тральным для Аристотеля теоретическим предметам – логике, физике, ме­тафизике – А. проявлял еще меньше интереса, чем его товарищ по Ликею Дикеарх. Его стремление сохранять дистанцию от любых авторитетов сказа­лось, например, в том, что в учении о душе он отвергал взгляды Аристотеля, разделяя пифагорейскую теорию, согласно которой душа есть «гармония» телесных элементов и потому смертна (fr. 118–121).

В основанном им вместе с Дикеархом жанре биографии, соединившем в себе черты исторического и литературного жанра, проявились скорее его личные, чем философские пристрастия. Биографии Пифагора и Архита рисуют идеализированный образ философов, ученых и политиков, жив­ших в согласии со своими этическими принципами. Биографии Сократа и Платона, напротив, носят резко критический характер и полны скандаль­ных подробностей, включая обвинения Платона в прихлебательстве и пла­гиате (fr. 62, 67). При этом «Пифагорейские изречения» А. содержат множе­ство этических принципов и идей, заимствованных им у Платона, например, о педагогическом значении законов и государственных установлений, при­званных обуздывать человеческие влечения (fr. 33–41). Здесь сказалась идущая от Академии и развитая Аристотелем тенденция видеть в пифаго­рейцах философских предшественников Платона. В трудах «О Пифагоре и его учениках» и «О пифагорейской жизни» А. стремился представить эту школу в максимально благоприятном свете, иногда вопреки традиции (так, он утверждал, что Пифагор ел и мясо, и бобы) и почти всегда – вопреки Аристотелю, который игнорировал Пифагора-философа, а в своей книге «О пифагорейцах» (fr. 191–196 Rose) рисовал их суеверными ритуалиста­ми. Рационалистическая трактовка А. пифагорейской традиции опиралась на его знакомство с учениками Филолая и Архита и в целом верно отражала реалии пифагореизма рубежа 5–4 вв. В его трудах, посвященных законода­тельству и воспитанию («Воспитательные законы», «Политические зако­ны», «О нравах мантинейцев» и др.), также ощущается влияние пифагоре­изма и платонизма.

Несмотря на апологетический характер трудов о пифагорейской шко­ле, в главной для А. области, музыковедении, он решительно рвет с мате­матической гармоникой пифагорейцев, обвиняя их в том, что, противореча явлениям (φαινόμενα), они отклоняют чувственные восприятия как неточ­ные и вводят в гармонику соотношения чисел и скоростей. А. основывает свой анализ музыки на субъективном восприятии тонов человеческим слу­хом и его способности ощущать разницу в высоте звука. Опираясь на ка­чественный подход Аристотеля к явлениям природы и используя его эм­пирико-описательный метод, А. разрабатывает новую теорию музыки. Она включала в себя гармонику, ритмику, метрику и учение о музыкальных ин­струментах (каждому из этих разделов он посвятил ряд специальных ра­бот) и охватывала, в отличие от пифагорейской, все значимые музыкальные явления. Оставаясь непревзойденной до конца античности, она породила своих последователей, «аристоксеновцев», споривших с приверженцами пифагорейской теории, и легла в основу большинства музыкально-теорети­ческих трактатов древности.

Аристоксен в целом принимал идущее от пифагорейцев учение о педагогическом и терапевтическом воздействии музыки и, по свидетельству Теофраста, сам лечил музыкой душевные болезни (fr. 6). Подобно Платону и Аристотелю, он предпочитал простоту старой музыки разнообразию нового стиля, заро­дившегося в сер. 5 в. до н.э., однако его консерватизм более умерен, чем у Платона, и носит профессионально-эстетический, а не только этико-педа­гогический характер.

Фрагменты

  • Wehrli F. (hrsg.). Die Schule des Aristoteles: Texte und Kommentar. Hft. II. Aristoxenos. Basel, Stuttgart, 19672;
  • Aristoxeni Elementa har­monica. Ed. R. Da Rios. R., 1954;
  • Aristoxenus. Elementa rhythmica. Ed. L. Pearson. Oxf., 1990;
  • Barker A. Greek musical writings. Vol. 2. Camb., 1989 (англ. пер. музыкальных трудов).

Литература

  • Laloy L. Aristoxène de Tarente, disciple d’Aristote. P., 1904;
  • Mewaldt J. De Aristoxeni Pythagoricis sententiis et Vita Pythagorica. B., 1904;
  • Wehrli F. Aristoxenos, – RE Suppl. 11, 1968, S. 336–343;
  • Barker A. Music and perception: a study in Aristoxenus, – JHS 98, 1978, p. 9–16;
  • Bélis A. Aristoxène de Tarente et Aristote: le traité d’harmonique. P., 1986;
  • Visconti A. Aristosseno di Taranto. Biografi a e formazione spirituale. Nap., 1999;
  • Герцман Е.В. Античное музыкальное мышление. Л., 1986.

Л. Я. ЖМУДЬ