АЛЬБИН (’Αλβῖνος) (сер. 2 в. н.э.), греческий философ-платоник, ученик Гая. Гален (De libr. pr. 9, 16, 14–15 Kühn) пишет, что переехал в Смирну (ок. 150) ради лекций врача Пелопса и платоника Альбина. А. пользовался авторитетом и в позднейшей платонической традиции: Прокл (вспоминая толкователей эсхатологического мифа в 10 кн. «Государства» Платона) называет его в числе «ведущих платоников» (τῶν Πλατωνικῶν οἱ κορυφαῖοι) вместе в Нумением, Гаем, Порфирием и др. (In Remp. II, 9. 11–12 Kroll).
А. известен нам как автор сохранившегося небольшого сочинения «Введение к диалогам Платона» (Εἰσαγωγὴ εἰς τοὺς Πλάτωνος διαλόγους), а также ряда утерянных сочинений, названия которых известны по списку (Pinax) в Cod. Paris. gr. 1962 f. 146v и цитатам у позднейших авторов: «Лекции Гая о платоновском учении» в 11 кн. (ср. Prisc. Solut. 42, 8–10 Bywater), «Мнения Платона», «О бестелесном»; возможно, он также написал комментарии к «Тимею», «Государству» (см. ниже тексты Прокла), «Федону» (ср. Tert. De an. 28–29).
Во «Введении» дается определение диалога (1–2), классификация (3) и порядок чтения платоновских диалогов (4, 6), качества ученика, приступающего к их чтению (5), и цель их изучения (5, 6). Классификация такова (ср. D. L. III 49 sq.):
в наставительных диалогах (ὑφηγητικοί) рассматривается
исследовательские диалоги (ζητητικοί) делятся на
«Введение» предполагает, что в это время в частных школах имело место систематическое чтение текстов Платона, но скорее в качестве элемента общего образования, нежели для приобретения «профессии» философа-платоника. Об этом свидетельствуют рекомендации начинать чтение с того диалога, который более всего соответствует природным данным, возрасту, склонности, образованию (5.3 sq.). Вместе с тем завершается «Введение» (6.1 sq.) рассмотрением профессионального философского подхода к изучению Платона, для чего рекомендуется читать их в следующем порядке:
Представленный тип освоения платоновских диалогов еще очень далек от школьной замкнутости после-ямвлиховского платонизма: ни Платон, ни его тексты не сакрализованы, а логика и прочая премудрость развитого аристотелизма едва брезжат на интеллектуальном горизонте.
Т. обр., и дошедший текст «Введения», и свидетельства о связи А. с Гаем говорят о принадлежности его к т. наз. среднеплатонической традиции школьного толкования Платона, что не исключало его самостоятельности в решении целого ряда вопросов. В частности, согласно Procl. In Tim. I, 219, 2–3, А. предложил оригинальную формулировку своего взгляда на возникновение космоса по Платону, а именно утверждал, что «космос, будучи нерожденным, имеет начало рождения», т. е. принцип своего постоянного становления. Согласно тому же Комментарию на «Тимея» (I, 340, 22–29), платоники круга А. и Гая признавали, что Платон может излагать свои учения по-разному: исходя из того, что, согласно Платону, рассуждение должно соответствовать предмету, они считали, что о бытии Платон предлагает научные построения (δογματίζει… ἐπιστημονικῶς), а о становлении – вероятностные (εἰκοτολογικῶς). Наконец, толкуя Plat. Tim. 41c9–d1, где речь идет о сочетании смертного и бессмертного в создаваемых низшими богами живых существах, Прокл не скрывает (In Tim. III, 234, 6–18), что как ни почтенна эта древняя традиция толкования Платона, для него она явно устарела: «все эти аттики, альбины и им подобные» (τοὺς ̕Αττικοὺς λέγω καὶ ̕Αλβίνους καὶ τοιούτους τινάς), считавшие, что они следуют тексту Платона, признают бессмертным только ум, а неразумную часть души и носитель души – смертными.
Особую позицию А. в вопросе о душе отмечал и Ямвлих (ap. Stob. I 49, 37. 76–90), в трактате «О душе» говоривший, что одни платоники, как Плотин и Порфирий, сводили разные виды, части и действия души к единому устроению и идее, другие, как Нумений, ввергали их битву; третьи, сторонники Аттика и Плутарха, считали, что в исходно неупорядоченное и несогласованное состояние души позднее привходит упорядоченность и размеренность; Ямвлих далее говорит (91–92), что в ходе этого совершенствования душа освобождается, «согласно Альбину, – от ошибочного суждения, производимого самовольной частью души и являющегося причиной действий, сводящих ее вниз». Этот текст явно имел в виду Плотин, рассуждающий в начале Enn. V 1, 1 о том, что самоволие доставляет душам удовольствие и они, двигаясь под его влиянием, опустились и забыли своего отца.
Долгое время знаменитому А. приписывался «Учебник платоновской философии» некоего Алкиноя, принадлежавшего близкой, но отличной от него традиции. Современные исследователи, вновь различившие их, представляются более близкими к истине.
Текст и перевод
Литература
Ю. А. ШИЧАЛИН