ИЕРОНИМ РОДОССКИЙ (Ἰερώνυμος ὁ Ῥόδιος) (ок. 290–230 до н.э.), представитель Перипатетической школы эллинистического периода.
В своих сочинениях, отличавшихся риторической отточенностью стиля, И. отдавал приоритет популярной этике, писал о гневе и «безгневии», о любви, образовании. Наиболее пространные отзывы об И. извлекаются из соч. Плутарха Херонейского «Застольные беседы» и Афинея «Пирующие софисты»; имеющиеся фрагменты, по-видимому, не полностью представляют круг интересов И. Сохранились упоминания о названиях: «О воздержании» (Περὶ ἐποχῆς, D. L. II 105), «Об опьянении» (Athen. XI, 499f, ср. Plut. Qu. conv. 612d, где И. указан в ряду авторов, писавших о винопитии (λόγοι παρὰ πότον), «О кифаредах»; писал также о хоровом пении и музыкальном воспитании (Plut. Non posse suav. 1096a), поэзии (ср. D. L. VIII 57), собирал анекдоты (ἱστορικὰ ὑπομνήματα) об известных лицах (I 26; II 14; 26; Athen. XIII, 604d и др.).
Определяя конечную цель как «отсутствие возмущений» (τὸ ἀοχλήτως ζῆν), И. таким же образом понимал и счастье (fr. 13 W. = Clem. Strom. II 21, 127, 3), поэтому Плутарх находил сходство его учения с эпикурейским (St. rep., 1033c), – ср. ἀοχλησία И., атараксия, а также «акатаплексия» Навсифана.
Вероятно, И. не ограничивался только этическими и риторическими вопросами. В «Застольных беседах» Плутарх упоминает мнение И. о механизме зрения в атомистическом духе: мы видим благодаря образам, прилетающим к нам от видимых предметов; чем ближе эти отлетающие образы к предмету, тем их частицы плотнее и крупнее, – этим объясняется у И. дальнозоркость стариков, с трудом видящих своими слабыми глазами вблизи (Qu. conv. I, 626a).
Согласно т. н. Геркуланейскому списку стоиков, с И. полемизировал стоик Антипатр из Тарса (ср. SVF III, p. 209, fr. 2).
Фрагм.:
Лит.:
М. А. СОЛОПОВА