Библиографическое описание:
Бородай Т.Ю. ДИАНОЙЯ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 326-327.


ДИАНОЙЯ (διάνοια), «мышление» (дискурсивное); понятие др.-греч. фи­лософии, преимущественно платонизма. По определению Платона, диа­нойя – это «происходящая внутри души беззвучная беседа ее с самой со­бой» (Plat. Soph. 263е3–5, ср.: [Plat.] Def. 414d1). «Можно одновременно знать несколько вещей, но нельзя одновременно мыслить несколько, так же как говорить, ибо мышление – разновидность речи» (Suda, Δ, 673).

Как дискурсивное силлогистическое мышление дианойя противопостав­ляется интуитивному уму (νοῦς). Дианойя путем рассуждения и доказательст­ва дает нам мнение, в лучшем случае истинное, в худшем – ложное; ум в мгно­венном созерцании обретает истинное знание. В отличие от ума, который в платонизме понимается не как способность, а как субстанция (ум тожде­ствен подлинному бытию, вечному и неизменному), мышление-διάνοια – это «деятельность души». В разумной части души есть три вида разума: ум (νοῦς), мышление (διάνοια) и мнение. Уму душа причастна (и благодаря ему сущест­вует); дианойя – естественная деятельность и актуализация души, ее прояв­ление вовне; мнением называется или результат деятельности дианойи, или более низкая мыслительная способность: оно, например, абстрагирует общие понятия из данных чувственного восприятия. «Мы можем иметь истинное мнение о чем-либо, например, что душа бессмертна; но объяснить, почему она бессмертна, дело дианойи, а мнение здесь бессильно» (Suda, Δ 1363).
Мышление и мнение («дианойя» и «докса») часто употребляются у пла­тоников вместе для обозначения низшей, дискурсивной (ἐξ ἀκολουθίας) мыс­лительной способности. Согласно Плотину, человеческие «так называемые умы» отличаются от подлинного Ума тем, что «их содержание составля­ют умозаключения, они способны только рассуждать и понимать рассужде­ние (логос), а мыслят лишь с помощью последовательности посылок и вы­водов, так что сущее рассматривают посредством умозаключения, словно не содержат в себе сущего изначально, но пусты до тех пор, пока не изучат чего-то» (Enn. I 8, 2).

Литература:

  • Oehler K. Die Lehre vom noetischen und dianoetischen Denken bei Platon und Aristoteles. Ein Beitrag zur Erforschung der Geschichte des Bewusstseinsproblems in der Antike. München, 1962.

Т. Ю. БОРОДАЙ