Библиографическое описание:
Столяров А.А. ГИЕРОКЛ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 268-270.


ГИЕРОКЛ (̔Ιεροκλῆς) (кон. 1 в. – 1-я пол. 2 в. н.э.?), философ-стоик, из­вестен как автор соч. «Основы этики». По совокупности косвенных дан­ных принято считать, что Г., скорее всего, тождествен упомянутому Авлом Геллием Гиероклу-стоику, «человеку достойному и авторитетному» (Gell. N. Att. IX 5, 8).

Вопрос о составе и объеме сочинений Г. далек от ясности. 1) Суда (s. v. Ἠμποδών; Λέσχη) сообщает, что некоему Г. принадлежал трактат Φιλοσοφούμενα (по меньшей мере в 2 кн.), и приводит из него высказывания. 2) В папирусе конца 2 в. н.э. под именем Г. сохранилась начальная часть (12 колонок текста, местами с большими лакунами) сочинения «Основы этики» (Ἠθικὴ στοιχείωσις). 3) У Стобея (I 3, 53 сл., III 39, 36 сл., IV 22a сл.) содержатся фрагменты Г. паренетического характера, снабженные темати­ческими заголовками.

По мнению первых исследователей Г. (Прехтера и фон Арнима), пере­численные тексты принадлежат одному автору (а именно Г.-стоику в отли­чие от Г.-неоплатоника, которому часто приписывались) и, возможно, от­носятся к одному трактату («Философуменам» или «Основам этики»). Его структура предположительно реконструируется следующим образом: 1-я часть в 2-х кн. (теоретическая этика) – текст папируса; 2-я часть (практиче­ская этика) – тексты Стобея и Суды. Современные исследователи критиче­ски относятся к гипотезе одного трактата, но согласны, что тексты принад­лежат Г.-стоику.

Представленное в тексте папируса этическое учение важно для реконст­рукции раннестоической школьной нормы. Основы этики выводятся авто­ром из первичной природной склонности (πρῶτον οἰκεῖον) живого существа (col. I 2 сл.). Новорожденной душе присущи две способности: ощущение и влечение, благодаря которым живое существо немедленно «узнает» свои потребности и начинает «ощущать само себя»» (αἰσθάνεται εἁυτοῦ – I 32 сл.). С помощью «самоощущения» (συναίσθησις) живое существо безошибочно распознает состояния собственного организма и «оценивает» их с точки зрения удовольствия/неудовольствия (чувство здоровья или болезни, голода или насыщения, угрозы или безопасности и т. д. – II 1 сл.). Благодаря «сим­патии» души и тела (IV 10 сл.), самовосприятию (ἑαυτοῦ ἀντίληψις) и спо­собности ощущения оно контролирует себя и свои ощущения – зрительные, слуховые, вкусовые и т. д. (V 47 сл.). Эта «ведущая, главенствующая сила» (δύναμις ἡγεμονικὴ, ἀρχική) позволяет ему воспринимать самого себя в от­личие от окружающего мира (VI 10 сл.), сообразовываться со своими по­требностями и состояниями (οἰκειοῦσθαι ἑαυτῷ) и добиваться главной цели – самосохранения (σωτηρία) и максимально устойчивого существования (VI 52 сл.; VII 47 cл.). Далее, насколько можно судить (текст сильно поврежден), речь идет о разумных существах. Хотя первичная склонность есть прежде всего инстинктивная эгоистическая любовь к самим себе (φιλαυτία), чело­век, подобно многим животным, чувствует потребность заботиться о по­томстве и, в более широком смысле, о себе подобных, поскольку является «животным социальным» (ζῷον συναγελαυστικόν) (XI 15 сл.). Из этого рас­положения у разумного существа развивается представление об обязанно­стях по отношению к самому себе и ближним.

Изложением учения об обязанностях и являются сохранившиеся у Стобея тексты, которые представляют собой типичные паренетические топы, близко напоминающие Музония Руфа и Эпиктета. 1) «Как относить­ся к богам» (Τίνα τρόπον θεοῖς χρηστέον – Stob. I 3, 53 сл.; II 9, 7): следу­ет подражать совершенной добродетели богов, не считать их виновниками зла, но признавать их право справедливо наказывать людей различными бедствиями. 2) «Как относиться к отчизне» (Πῶς πατρίδι χρηστέον – III 39, 34 сл.): отчизну следует почитать и защищать, уважать ее законы и обычаи, ибо без этого нормальная жизнь человека невозможна. 3) «О браке» (Περὶ γάμου – IV 22 a, 21 сл.): по сравнению с растениями и животными человек обладает разумом, позволяющим ему точнее избирать полезное для себя; на этой способности и основан брак, – природное установление, происте­кающее из естественной «симпатии» между мужчиной и женщиной и слу­жащее первичной основой и источником воспроизведения общественной жизни. 4) «Как относиться к родителям» (Πῶς χρηστέον τοῖς γονεῦσιν – IV 25, 53): родителей следует почитать как благодетелей и самых близких по природе людей. 5) «О дружеском расположении» (Περὶ φιλαδελφίας – IV 27, 20: природа требует относиться к людям дружелюбно и помогать им. 6) «Как относиться к ближним» (Πῶς συγγενέσι χρηστέον – IV 27, 23): распо­ложение к ближним распространяется концентрическими кругами – сна­чала на родителей, детей и ближайших родственников, затем – на жителей селения, города, государства и, наконец, на все человечество (κύκλος τοῦ παντὸς ἀνθρώπων γένους). 7) «Домоводство» (Οἰκονομικός – IV 28, 21): муж­чина и женщина должны выполнять обязанности, соответствующие их при­родному устройству и предназначению.

Можно предположить, что дошедшие под именем Г. разрозненные тек­сты действительно относятся к одному трактату, который был задуман как систематическое и вместе с тем популярное изложение всей стоической этики. Судя по всему, учебник Г. включал также элементы антиэпикурей­ской полемики (ср. цитату, сохраненную Авлом Геллием: «Считать насла­ждение целью – достойно разве блудницы. Но отрицать промысл – даже и блудницы недостойно» (Gell. N. Att. IX 5, 8)). Объединение теоретической и практической этики (при большом внимании к последней) характерно для авторов позднего периода Стои (cр. Sen. Ep. 94–95).

Тексты:

  • Ethische Elementarlehre (Pap. 9780) nebst den bei Stobaeus erhaltenen ethi­schen Exzerpten aus Hierokles. Bearb. von H. von Arnim. Berlin, 1906;
  • Elementi di etica. Eds. G. Bastianini, A.A. Long, – CPF I, 1**, 1992.

Литература:

  • Praechter K. Hierokles der Stoiker. Leipzig, 1901;
  • Inwood B. Hierocles. Theory and argument in the second century A.D., – Oxford Studies in Ancient Philos. 2, 1984, p. 151–183;
  • Badalamenti G. Ierocle stoico e il concetto di συναίσθησις, – Annali del Dipart. di filos. del Univ. Firenze 3, 1987, p. 53–97;
  • Isnardi Parente M. Ierocle stoi­co. Oikeiosis e doveri sociali, – ANRW II 36, 3, 1989, p. 2201–2226;
  • Long A.A. Hierocles on Oikeiosis and Self-Perception, – Hellenistic Philosophy. Ed. by K.J. Boudouris. Vol. 1. Ath., 1993, p. 93–104 (= Long A.A. Stoic Studies. Berkley; Los Ang.; London, 1996, p. 250–263);
  • Delle Donne V. Sulla nuova edizione della Ἠθικὴ στοιχείωσις di Ierocle Stoico, – SIFC 13, 1995, p. 29–99;
  • Long A.A. Notes on Hierocles Stoicus apud Stobaeum, – ΟΔΟΙ ΔΙΖΗΣΕΩΣ. Le Vie della ricerca. Studi in onore di F. Adorno. Firenze, 1996, p. 299–309.

А. А. СТОЛЯРОВ