Библиографическое описание:
Шичалин Ю.А. ВАРРОН // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 224-226.


ВАРРОН РЕАТИНСКИЙ, Марк Теренций (Marcus Terentius Varro Reatinus) (116, Рим – 27 до н.э., Реате), римский государственный деятель, писатель, ученый-энциклопедист. Принадлежал к сословию всадников. Получил строгое староримское образование, среди своих учителей часто упоминает грамматика стоической школы Луция Элия Стилона. Ок. 84– 82 в Афинах слушал лекции академика Антиоха Аскалонского. Варрон – образец универсального ученого-филолога эллинистического типа, не ограничен­ного рамками отдельной дисциплины, знатока-эрудита, автор множества сочинений (из которых сохранились полностью только «О сельском хозяй­стве» и 6-я книга «О латинском языке», остальные дошли во фрагментах или известны по названиям). В гражданской войне 49 года выступал против Цезаря; однако в 47 Цезарь, ценя ученость Варрона, поручает ему организацию государственной библиотеки в Риме. Варрон писал по истории римского народа («Старинные установления человеческие и божественные» в 41 кн. – древ­нейший период становления Рима, законы, религия и культы римлян; свод­ка в 9 кн. была популярна от Вергилия до Макробия; «О жизни римского народа», «О происхождении римлян» и др.), по истории литературы («О поэтах», «О сценических представлениях», «О комедиях Плавта» и др.), по языкознанию («О латинском языке», «О происхождении латинского язы­ка», «О сходстве слов» и др.).

Для истории педагогики огромное значение имели написанные ок. 33/34 сочинения «Науки» (Disciplinae), в которых В. соединил достиже­ния греческой (Платон, Исократ) и римской (Катон) педагогической мысли и определил круг дисциплин, необходимых для воспитания свободного гра­жданина: грамматика – риторика – диалектика; музыка – арифметика – гео­метрия – астрономия; медицина – архитектура. Первые три и следующие четыре составили впоследствии как «тривиум», так и «квадривиум» – сис­тему «семи свободных искусств» (в которую не были включены медицина и архитектура).

Философская проблематика представлена в сочинениях «О форме фи­лософии», «О началах чисел» (сочинение, отразившее повышение инте­реса к пифагореизму в Риме, посвященное пифагорейской символике чи­сел и повлиявшее на Авла Геллия, Макробия, Фавония Евлогия, Марциана Капеллу, Цензорина), а также в написанной под влиянием Антиоха Аскалонского книге «О философии». В. дает здесь обоснование этики и учение о благе (рефераты у Августина, Civ. D. XIX 1–3). Он признает 288 теоретически возможных этических позиций, 4 основных естествен­ных состояния (наслаждение-voluptas, отсутствие боли – quies, совмеще­ние того и другого, первичное природное состояние в целом – universaliter prima naturae), стремление к которым может соотноситься, не соотносить­ся и соотноситься и не соотноситься с добродетелью (3 × 4 = 12); число позиций увеличивается вдвое (24) в силу того, что их можно проводить ради себя самого и ради других (differentia ex vita sociali); еще вдвое (48) в силу того, что цель может быть достоверной и вероятной (differentia ex Academicis novis); еще вдвое (96) при киническом и некиническом подхо­де (differentia ex Cynicis); и втрое (288) при соотнесении либо с созерца­тельной (vita otiosa), либо с деятельной жизнью (vita negotiosa), либо с той и другой вместе. Однако, поскольку отличительные особенности этиче­ских позиций (differentiae) не имеют прямого отношения к высшему благу (finis bonorum), их число реально ограничивается двенадцатью. (В. извес­тен также как автор «Менипповых сатир», одна из которых посвящена раз­личным философским направлениям (Περὶ αἱρέσεων): ее фрагмент показы­вает, что классификации В. им самим могли восприниматься как игра ума.) Вкус В. к числовым спекуляциям отразился на структуре ряда нефилософ­ских сочинений, ср. 9 × 9 разделов трактата «О сельском хозяйстве» или 2 × 7 × 7 × 7 14 = 700 разделов книги «Образы» (Imagines), посвященной выдающимся грекам и римлянам.

В. принадлежал также цикл диалогов по отдельным вопросам фило­софии и педагогики (т. наз. «Логисторики»): «Курион о почитании богов», «Марий о судьбе», «Кат о воспитании детей», «Аттик о числах» и др. В. чужд академическому скепсису и считает необходимым принимать certa dogmata; в духе Антиоха Аскалонского он развивает преимущественно практиче­скую философию, цель которой – высшее благо, достижимое путем объеди­нения естественных удовольствий и добродетели, что приводит от vita beata через vita beatior к vita beatissima (блаженнейшей жизни), которая является не только созерцательной, но и деятельной. Ряд сообщений о воззрениях В. можно найти у Цицерона и Авла Геллия. Августин сообщает о трехчастном делении теологии у В. на «мифическую», «природную» и «гражданскую» (Сiv. D. IV 27, VI 5, VI 12), ср. аналогичное деление у Панетия. Стоическое влияние (Панетия, через того же Антиоха) можно усмотреть в воззрении В. на бога как на душу, которая своим движением и мыслью правит миром.

О влиянии и значении В. можно судить по тем эпитетам, которыми его на­граждали современники и потомки: «муж выдающегося дарования и все­возможной учености» (Цицерон); «ученейший из римлян» (Сенека); «об­разованнейший» (Симмах); «третий <наряду с Вергилием и Цицероном> великий светоч римлян» (Петрарка).

Сочинения

  • Langenberg G. (hrsg.) M. Terentii Varronis Liber de philosophia. Ausgabe und Erklärung der Fragmente. Diss. Köln, 1959;
  • Fragmenta omnia quae extant. Vol. 1–2. Hldh. e. a., 1999–2004;
  • Saturarum menippearum fragmenta. Monachii, 20022.

Литература

  • Della Corte F. Varrone. Gen., 1954;
  • Boyancé P. Sur la théologie de Varron, – REA 57, 1955, p. 57–84 (repr.: Etudes sur la religion romaine. R., 1972, p. 253–282;
  • ENTRETIENS 9. Varron. Six Exposés et Discussions. Vandv.; Gen., 1963 (p. 210–212 библ.);
  • Skydsgaard J. E. Varro the Scholar. Cph., 1968;
  • Dahlmann H. Varroniana, – ANRW I 3, 1973, p. 3–25;
  • Boyancé P. Les implications philosophiques des recherches de Varron sur la religion romaine, – Atti del Congresso internazionale di Studi Varroniani. Bd. 1. Rieti, 1976, p. 80–103;
  • Görler W. Brutus und Varro, – GGPh, Antike 4, 1994, S. 971–975;
  • Salvadore M. Concordantia varroni­ana. Vol. 1–2. Hdlb., 1995;
  • Baier T. Werk und Wirkung Varros im Spiegel seiner Zeitgenossen: von Cicero bis Ovid. Stuttg., 1997.

Ю. А. ШИЧАЛИН