Библиографическое описание:
Жмудь Л.Я. ФИЛОЛАЙ из Кротона // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 768-769.


ФИЛОЛАЙ (Φιλόλαος) из Кротона (ок. 470 – после 400 до н. э.), пифа­горейский философ и ученый. В результате антипифагорейского выступ­ления ок. 450 бежал в Фивы, где долгое время жил и учил; в конце жиз­ни, вероятно, переселился в Тарент. Сведения о его встрече с Платоном, посетившим Италию ок. 388, недостоверны. Ф. написал трактат «О при­роде», от которого дошло несколько десятков фрагментов и свидетельств. Спор об их аутентичности продолжался почти полтора века, сейчас подлин­ными признаются фрагменты В 1–7, 13, 17 и ряд свидетельств, остальные восходят к псевдопифагорейской литературе. Вопреки легендарной тра­диции, Филолай не был первым, кто опубликовал пифагорейское учение, ранее устное и тайное. До него книги писали Алкмеон, Гиппас, Менестор и Гиппон, которые, как и Ф., излагали собственные взгляды. Для Платона и Аристотеля книга Ф. была одним из важных источников по пифагореиз­му, однако первый относил к Филолаю лишь запрет самоубийства (А 1а), а второй – невнятное изречение (В 16). Многие идеи, которые античная док­сография, восходящая к Теофрасту, приписывает Ф., Аристотель передает просто как «пифагорейские».
Тематика трактата Ф. весьма обширна: от онтологии он переходит к гносеологии, затем к космологии и астрономии, касается других точных наук и заканчивает физиологией и медициной. Под влиянием элеатов Ф. модифицировал начала Пифагора («предел» и «беспредельное»). Его «кос­мос» состоит из «беспредельных и пределополагающих вещей» (τὰ ἄπειρα
καὶ τὰ περαίνοντα), которые объединяет и упорядочивает «гармония» (B 1). Воспитанный в традициях пифагорейской математики, Ф. первым ввел чис­ло и точные науки в целом в философский контекст, построив на их основе гносеологическую теорию. Как и Алкмеон, он полагал, что полное и досто­верное знание о мире доступно лишь богам (В 6), но если Алкмеон предла­гал основывать человеческое знание на «свидетельствах», то Ф. искал опо­ру в математике и родственных ей науках. Его тезисы таковы: «если бы все было беспредельным, то невозможно было бы ничего познать» (В 3); «все, что познаваемо, имеет число, ибо без него ничего нельзя ни помыслить, ни познать» (В 4). В них выражена близкая многим математикам идея: вещи познаваемы лишь в той мере, в какой они выразимы в числах. Ф. отнюдь не считал, что «всё есть число» (так интерпретировал его Аристотель), его число – это не онтологическое начало, а функция «предела», который вно­сит определенность в этот мир, делая его тем самым познаваемым.
Как ученый Ф. проявил наибольшую оригинальность в астрономии. В отличие от раннепифагорейской системы, в центр небесной сферы он по­местил не Землю, а огненное тело, Гестию (ср. огонь Гиппаса), первой воз­никшую в процессе космогонии (В 7). Вокруг нее по кругам равномерно вращаются Антиземля, Земля, Луна, Солнце, пять планет и сфера неподвиж­ных звезд. Тела, более близкие к центру, вращаются быстрее: Земля делает оборот за сутки (это объясняет смену дня и ночи), Луна за месяц (поэтому лунный день в 15 раз длиннее земного, а лунные животные в 15 раз боль­ше) и т. д. Солнце является стекловидным телом и отражает свет Гестии, которая, как и Антиземля, нам не видна, поскольку мы живем на обращен­ном в другую сторону полушарии. Антиземля была, вероятно, введена для объяснения большей частоты лунных затмений по сравнению с солнечны­ми. Таково объяснение Филиппа Опунтского и Аристотеля (58 B 36), по­следний, впрочем, приводит еще одну, явно надуманную причину: жела­ние довести число небесных тел до «совершенного числа» 10 (Met. 986a10). Между тем небесных тел в системе Ф. не 10, а 11, кроме того, число 10 ни­какой роли в пифагореизме не играло. Несмотря на ряд фантастических элементов, свойственных теориям многих досократиков, в целом система Ф. была серьезной попыткой объяснить небесные явления. Его последова­тели Гикет и Экфант заменили вращение Земли вокруг Гестии ее суточным вращением вокруг собственной оси.
Помимо астрономии Филолай обсуждал также арифметику (В 5), гео­метрию, которую он называл «метрополией» других наук (А 7а) и гармо­нику, дав математическое выражение музыкальных интервалов от октавы до полутона (В 6а). В физиологии Ф. следовал Алкмеону (мозг – центр соз­нания, А 13) и другим пифагорейцам (Гиппон, Менестор), объяснявшим деятельность организма взаимодействием теплого и холодного. Причины болезни он видел во влиянии внешних факторов на кровь, желчь и флегму (А 27).
Источники: DK I, 398–419; ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты, c. 432–46.
Лит.: Burkert W. Lore and Science in Ancient Pythagoreanism. Camb. (Mass.), 1972; Nussbaum M. Eleatic Conventionalism and Philolaus on the Condition of Thought, – HSCPh 83, 1979, p. 63–108; Huffman C. A. Philolaus of Croton: Pythagorean and Presocratic. Camb., 1993; Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб, 1994; Он же. Some Notes on Philolaus and the Pythagoreans, – Hyperboreus 4, 1998, p. 243–270. См. также лит. к ст. Пифагореизм.

Л. Я. ЖМУДЬ