Библиографическое описание:
Шахнович М.М. ЕВГЕМЕР // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 358-359.


ЕВГЕМЕР (Εὐήμερος) из Мессены (ок. 340–260 до н.э.), греческий фило­соф, воззрения которого считаются близкими кругу Киренской школы.

В книге «Священная запись» (̔Ιερὰ ἀναγραφή), дошедшей до нас в из­влечениях и пересказах, Е. излагал свою версию происхождения религии, согласно которой все боги были людьми, в древности учредившими свой культ или обоготворенными за свои добродетели и благодеяния. Е. облек свое изложение в форму рассказа о путешествии в «счастливую Аравию», которое он совершил по поручению царя Кассандра. Во время своего стран­ствия Е. оказался на священном острове Панхайя, где смог прочитать над­пись, составленную самим Зевсом.

О содержании сочинения Е. известно по тексту «Исторической библио­теки» Диодора Сицилийского (1 в. до н.э.), который излагает Евгемерово описание острова Панхайя, его природы, населения, обычаев и законов; осо­бое внимание уделяется описанию столицы и ее главного храма (см.: Diod. Sic. V 42–45: «Об островах на юге океана, об острове, называемом «Святой» и «Панхайя», и о том, что об этом пишут»). Второй раз к «Священной за­писи» Е. Диодор обращается в 6-й книге, известной в пересказах византий­ских хронистов.

Диодор сообщает, что жители острова Панхайя отличались особым благочестием и совершали своим богам пышные жертвоприношения. На высоком холме был расположен храм Зевса Трифильского, основанный им самим еще в ту пору, когда он был царем людей. В этом святилище находится золотая стела, на которой перечислены деяния земных царей. Первым царем был человек по имени Уран (Οὐρανός), он был справедлив и добродетелен, знал движения звезд и приносил жертвы небесным богам, поэтому его и нарекли этим именем (греч. οὐρανός – небо), жену его звали Гестия. Сын Урана Крон тоже был царем. Затем царство перешло внуку Урана Зевсу, который воздвиг первый алтарь своему деду, а позже и сам был провозглашен богом за свои деяния. В надписи как потомки Урана и Гестии (их сыновья, дочери, внуки, вместе с их женами) упомянуты боги олимпийской религии: Крон, Рея, Зевс, Деметра, Гера, Посейдон, Фемида, Персефона, Афина.

В Античности Е. считался безбожником (Sext. Adv. math. IX 50), его имя упоминается в списке атеистов Клитомаха Карфагенского. Книга Е. была переведена на латынь Квинтом Эннием (236–169 до н. э.) и стала широ­ко известна. Например, Лактанций сообщал, что в ней рассказывалось о том, как Юпитер (Зевс), «овладевши государственными делами, пришел к такому высокомерию, что сам себе поставил во многих местах капища… В какую бы страну он ни приходил, он связывал с собой ее царей и старей­шин взаимным гостеприимством и дружбой… Он хитрейшими способами наблюдал за тем, чтобы ему оказывались божеские почести… Таким спо­собом насаждал Юпитер по всему миру религиозную веру в свое почита­ние и создавал прочим пример для подражания» (Lact. Div. inst. I 22, 21–23, 26–27).

В Новое время описание Е. жизни на острове Панхайа, известное по из­ложению Диодора, было воспринято как утопия. Некоторые исследователи склонны видеть связь книги Е. с реформаторскими исканиями современной ему эпохи. В историю культуры Е. вошел, прежде всего, как критик тра­диционных мифологических представлений. Евгемеризмом стали называть учения, ищущие в мифах отражение реальных исторических событий.

Сочинения:

  • Euhemeri Messenii Reliquiae. Ed. M. Winiarczyk. Stutt., 1991;
  • Euhemeri reliquiae. Ed. G. Nemethy. Budapest, 1889;
  • Утопия Евгемера. Пер., вст. ст. М.К. Трофимовой, – История социалистических учений. Под ред. Л.С. Чиколини. М., 1986, с. 271 сл.;
  • Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996;
  • Diodori bibliotheca historica. Vol. 1–5. Lpz., 1888–19063. Stuttg., 1964.

Литература:

  • Jacoby F. Euhemeros, – RE, Bd.VI. I, 1909, S. 952–962;
  • Winiarczyk M. Euhemeros von Messene: Leben, Werk und Nachwirkung. Münch., 2002;
  • Степанов С.Г. Евгемер и евгемеризм, – C.В. Платонову – ученики, друзья, почитатели. СПб., 1911, с. 103сл.;
  • Пригоровский Г.М. К истории возникновения утопии Эвгемера, – Труды РАНИОН. Вып. I. Памяти А.Н. Савина. М., 1926, с. 165–187;
  • Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Л., 1989, с. 220–241.

М. М. ШАХНОВИЧ