Библиографическое описание:
Солопова М.А. ДЕМЕТРИЙ ЛАКОНСКИЙ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 301-302.


ДЕМЕТРИЙ ЛАКОНСКИЙ (Δημήτριος ὁ Λάκων) (ок. 150–75 до н.э.), фи­лософ-эпикуреец, ученик Протарха из Баргилии; учил сначала в Милете, затем в Афинах, где был близок наиболее видному представителю эпикуре­изма этого времени Зенону Сидонскому, учителю Филодема из Гадары.

Фрагменты сочинений Д. сохранились в библиотеке папирусных свит­ков из Геркуланума. Тексты Д. показывают, что эпикуреизм в конце 2 в. до н.э. был весьма разносторонним учением, в котором был представлен широкий спектр проблем школьного учения от физики до этики. Как осо­бенность философии Д. можно отметить его интерес к математике, в част­ности, известно о его критическом разборе «Начал» Евклида (о них писал и Зенон Сидонский), а также его разработку метода критического анализа и интерпретации текстов Эпикура.

Сохранились фрагменты следующих текстов Д.: сочинение по физи­ке (PHerc. 124), в котором, возможно, обсуждалась и эпикурейская тео­логия, в частности, антропоморфизм эпикурейских богов (ср.: De Falco 1923, p. 57); этому вопросу в рамках обсуждения широкого круга тео­логических проблем было посвящено отдельное сочинение Д. (PHerc. 1055); сочинение об устройстве космоса (PHerc. 1013), в котором Д. за­щищал мнение Эпикура о величине Солнца (по Эпикуру, она равна види­мому размеру солнечного диска) против стоической критики Дионисия Киренского и Посидония; трактат «О геометрии» (PHerc. 1061), посвя­щенный опровержению некоторых теорем из 1-й кн. «Начал» Евклида (по крайней мере, теорем 3-й, 9-й и 10-й) с точки зрения эпикурейского учения о бесконечно малых; разбор «Апорий» Полиена против «Начал» Евклида, в котором Д. отвечает на критику Полиена со стороны стои­ка Дионисия Киренского (PHerc. 1083, 1258, 1429, 1642, 1647, 1822); со­чинение, в котором Д. рассматривал трудные места из Эпикура, считая, что от подобных проблем можно избавиться или с помощью толкования текста, или предположив, что текст испорчен переписчиками (PHerc. 1012;. Известно о сочинении Д. по этике, возможно, озаглавленном «Об образе жизни», Κατὰ δίαιταν (PHerc. 1006), учебнике по физике и этике «Руководство» (̕Εγχειρίδιον), Секст Эмпирик приводит мнение Д. о том, как можно в ходе логическо­го доказательства избежать регресса в бесконечность (Adv. math. VIII 348– 353), а также его толкование эпикуровского определения времени как «того, что привходит к вещам привходящим» (σύμπτωμα συμπτωμάτων) (Ibid. X 219–220, fr. 294 Usener).

Фрагменты:

  • Puglia E. (ed.). Aporie Testuali ed Esegetiche in Epicuro (PHerc. 1012). Nap., 1988;
  • Romeo C. Demetrio Lacone sulla grandezza del sole (PHerc. 1013), – CronErc 9, 1979, p. 11–35;
  • Idem (ed.). Demetrio Lacone. La poesia (PHerc. 188 e 1014). Nap., 1988;

Литература:

  • De Falco V. L’epicureo Demetrio Lacone. Nap., 1923 (repr. 1987);
  • Schmid W. Aus der Arbeit an einen ethischen Traktat des Demetrios Lacon, – Epicurea in memoriam H. Bignone. Gen., 1959, p. 179–195;
  • Romeo C., Puglia E. Demetrio Lacone, – ΣΥΖΗΤΗΣΙΣ. Studi sull’ epicureismo Greco e Romano. Vol. II. Nap., 1983, p. 529–549;
  • Puglia E. L’Enchiridion di Demetrio Lacone, – CronErc 16, 1986, p. 45–51;
  • Angeli A., Dorandi T. Il pensiero matematico di Demetrio Lacone, – CronErc 17, 1987, p. 89–103;
  • Puglia E. (ed.). Demetrio Lacone. Aporie testuali ed esegetiche in Epicuro (PHerc. 1012). Nap., 1988;
  • Barnes J. Epicurean Signs, – OSAPh Supplem. vol., 1988, p. 91–134;
  • Roselli A. Appunti per una storia dell’uso apologetico della filologia: la nuova edizione di Demetrio Lacone (PHerc. 1012), – SCO 40, 1990, p. 117– 138;
  • Santoro M. Demetrio Lacone. [La forma del dio]. Nap., 2000.

М. А. СОЛОПОВА