ДЕМЕТРИЙ ЛАКОНСКИЙ (Δημήτριος ὁ Λάκων) (ок. 150–75 до н.э.), философ-эпикуреец, ученик Протарха из Баргилии; учил сначала в Милете, затем в Афинах, где был близок наиболее видному представителю эпикуреизма этого времени Зенону Сидонскому, учителю Филодема из Гадары.
Фрагменты сочинений Д. сохранились в библиотеке папирусных свитков из Геркуланума. Тексты Д. показывают, что эпикуреизм в конце 2 в. до н.э. был весьма разносторонним учением, в котором был представлен широкий спектр проблем школьного учения от физики до этики. Как особенность философии Д. можно отметить его интерес к математике, в частности, известно о его критическом разборе «Начал» Евклида (о них писал и Зенон Сидонский), а также его разработку метода критического анализа и интерпретации текстов Эпикура.
Сохранились фрагменты следующих текстов Д.: сочинение по физике (PHerc. 124), в котором, возможно, обсуждалась и эпикурейская теология, в частности, антропоморфизм эпикурейских богов (ср.: De Falco 1923, p. 57); этому вопросу в рамках обсуждения широкого круга теологических проблем было посвящено отдельное сочинение Д. (PHerc. 1055); сочинение об устройстве космоса (PHerc. 1013), в котором Д. защищал мнение Эпикура о величине Солнца (по Эпикуру, она равна видимому размеру солнечного диска) против стоической критики Дионисия Киренского и Посидония; трактат «О геометрии» (PHerc. 1061), посвященный опровержению некоторых теорем из 1-й кн. «Начал» Евклида (по крайней мере, теорем 3-й, 9-й и 10-й) с точки зрения эпикурейского учения о бесконечно малых; разбор «Апорий» Полиена против «Начал» Евклида, в котором Д. отвечает на критику Полиена со стороны стоика Дионисия Киренского (PHerc. 1083, 1258, 1429, 1642, 1647, 1822); сочинение, в котором Д. рассматривал трудные места из Эпикура, считая, что от подобных проблем можно избавиться или с помощью толкования текста, или предположив, что текст испорчен переписчиками (PHerc. 1012;. Известно о сочинении Д. по этике, возможно, озаглавленном «Об образе жизни», Κατὰ δίαιταν (PHerc. 1006), учебнике по физике и этике «Руководство» (̕Εγχειρίδιον), Секст Эмпирик приводит мнение Д. о том, как можно в ходе логического доказательства избежать регресса в бесконечность (Adv. math. VIII 348– 353), а также его толкование эпикуровского определения времени как «того, что привходит к вещам привходящим» (σύμπτωμα συμπτωμάτων) (Ibid. X 219–220, fr. 294 Usener).
Фрагменты:
Литература:
М. А. СОЛОПОВА