Библиографическое описание:
Солопова М.А. АРХЕЛАЙ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 187-188.


АРХЕЛАЙ (̕Αρχέλαος) (сер. 5 в. до н. э.), греческий философ, ученик Анаксагора и учитель Сократа.

Дата рождения приблизительно установливается в соответствии с ука­заниями на его отношение к Анаксагору («ученик» – следовательно, млад­ше) и Сократу («учитель» – следовательно, старше) – ок. 485. Был родом из Афин (DK60 A 1 = D. L. II 16); вариант, передаваемый Диогеном Лаэртием «или из Милета» (принят в словаре Суда, s. v. ̕Αρχέλαος) появился, очевид­но, как согласование места рождения А. с местом возникновения ионийской натурфилософии, которую он «первым» перенес в Афины (об этом см.: D. L. II 16, 3), отчего был прозван «физиком» (φυσικός). Источники согласно счи­тают А. фигурой для древнегреческой философии знаковой: он завершает историю «физической философии» (Диоген Лаэртий говорит об афинской традиции, D. L. II 16; Ипполит Римский всю древнюю натурфилософию по­лагает «от Фалеса до Архелая») и после него учением Сократа открывается период «этической философии». Позиция «первого» и одновременно «по­следнего» афинского натурфилософа тем не менее мало изменяет значение А. как не слишком оригинального последователя Анаксагора из Клазомен.

Сочинения А. не сохранились. Согласно Суде, был автором «О приро­де» (Φυσιολογία) и еще нескольких произведений. Известно, что Теофраст посвятил его учению отдельную книгу (Περὶ τῶν ̕Αρχελάου α, D. L. V 42, 14), которая, очевидно, послужила источником для позднейших доксогра­фов. Подробнее других об учении А. сообщают Ипполит Римский и Диоген Лаэртий.

Судя по краткой сводке у Ипполита, А. изложил в своем сочинении во­просы от образования космоса до возникновения жизни на Земле и появле­ния цивилизованного общества. Космология А. в своих принципиальных чертах повторяет анаксагоровскую (см. А 4 = Hipp. Ref. I, 9, 1). Существует изначальная смесь бесконечного числа качественно различных первоначал (гомеомерий). Ум (νοῦς) А. – в отличие от Ума Анаксагора – не является чистым, «не смешанным ни с чем», напротив, некая материальная смесь имманентно присутствует в самом Уме. Ум явился причиной движения смеси и ее первоначального разделения на горячее и холодное, при этом горячее двигалось, а холодное покоилось. Это разделение является причи­ной порождения основных космогонических этапов: огонь рассредоточен во внешних слоях, вода стекает в середину космоса, там она нагревается, происходит испарение, возникает воздух, а из осадков формируется зем­ля, по природе своей самая прочная и холодная (ср. B 1a). Т. обр., в центре космоса – Земля, но по сравнению со всем космосом она ничтожно мала. Путем процессов нагревания воздуха сформировались все видимые нам не­бесные тела. Сообщение Ипполита Римского о том, что А. полагал Землю «вогнутой», следует неверной традиции (см.: Panchenko 1999). По А., Земля имеет форму холма (ср. мнение Демокрита о том, что Земля похожа на щит, обращенный кверху выпуклой стороной). По-видимому, А. много внима­ния уделил тому разделу физики, который в пост-Аристотелевской тради­ции назывался «метеорологией»: о причинах ветров, дождей, землетрясе­ний, разливов и т. п. (ср. A 16).

Специальный раздел сочинения А. был посвящен вопросу о возникно­вении жизни (зоогонии), который он излагал достаточно близко известным воззрениям Анаксагора: живые существа, в т. ч. и люди, возникли в нагре­той влажной земле (А 4), после того как с нее сошла вода под воздейст­вием Солнца (ср. подобное воззрение об эволюции жизни у Анаксимандра и Эмпедокла). Все возникшие животные сначала питались илом и были недолговечны, а впоследствии стали рождаться друг от друга. Ум присущ всем живым существам как некое врожденное качество, но не всем в рав­ной мере, одни пользуются умом медленнее, другие – быстрее. А., по-ви­димому, впервые выдвинул идею о развитии человечества от состояния дикости к цивилизации, положив начало разработке вопроса о генезисе ци­вилизации и возникновения языка в последующей философии (Демокрит, Протагор, Платон): люди, появившись из земли вместе с прочими животны­ми, со временем отделились от них и встали на путь цивилизованной жиз­ни: учредили законы, ремесла, вождей, стали жить в городах. В научной ли­тературе обсуждалось предположение о том, что фрагмент «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского о возникновении цивилизации (Diod. I, 7–8) излагает в основе своей теорию А. (Lämmli F. Homo Faber... S. 29–32), а не Гекатея Абдерского/Демокрита, – эта гипотеза была отклонена как недостаточно обоснованная (см.: Верлинский А.Л. Античные учения о воз­никновения языка. СПб., 2006, с. 47–48, 196).

Современник софистов, А. уделил внимание также и «этической части философии» (А 6). По свидетельству Диогена Лаэртия, А. полагал спра­ведливое и безобразное существующими не по природе, а по закону (А 1 = D. L. II 16). Кроме того, он писал элегические стихи (B 1 = Plut. Cim. 4). Развитием гуманитарного направления в деятельности А. стала поздняя средневековая традиция, которая приписывала ему поэму «О священном искусстве» в ямбических стихах (B 3, Spuria).

Фрагменты

  • DK II, 44–48;
  • Лебедев, Фрагменты, 1989, с. 535–539.

Литература

  • GUTHRIE, HistGrPhilos II, p. 339–344;
  • Kirk G.S., Raven J.E., Schofield M. The Presocratic Philosophers. Camb., 19832, p. 385–389;
  • Imhof M. Sokrates und Archelaos. Zum 1. Sokratesbrief, – MusHelv 39, 1982, S. 71–81; 41, 1984, S. 1–14;
  • Panchenko D. The Shape of the Earth in Archelaus, Democritus and Leucippus, – Hyperboreus, 1999, 5. 1, с. 22–39.
  • Tilman V. Archélaos d’Athènes, – RPhA XVIII, 2000, p. 65–107.

М. А. СОЛОПОВА