ЭНЕСИДЕМ (Αἰνησίδημος) из Кносса (сер. 1 в. до н.э.?), античный философ-скептик, первоначально – сторонник платоновской Академии, с которой порвал по причине «догматизма» современных ему академиков (Филона из Ларисы и др.) и основал собственную школу, возобновив скептическое учение Пиррона (согласно Аристоклу, apud Eus. Pr. Ev. XIV 18, 29). Традиционно считается, что он был родом из Кносса (Κνώσιος, D. L. IX 115–116), согласно Фотию, Э. был из Эг (ὁ ἐξ Αἰγῶν – Phot. Cod. 212, 169b19), однако, согласно Аристоклу, цитируемому Евсевием, некий Э. возобновил скептический «вздор» в Александрии египетской (XIV 18, 29), что может соответствовать различным местам рождения Э. и его преподавания (более или менее продолжительного).
Э. был автором сочинений «Пирроновы рассуждения» в 8 кн. (Πυρρώνειοι λόγοι – Sext. Adv. math. VIII 215; D. L. IX 106; 116), «Против мудрости» (Κατὰ σοφίας – IX 106; Eus. Pr. Ev. XIV 18, 11); еще три сочинения: «Краткое введение в пирронизм» (Εἰς τὰ Πυρρώνεια ὑποτύπωσις – D. L. IX 78), «Основы» (Στοιχειώσεις – Ibid. 16); «Введение» (Πρώτη εἰσαγωγή – Sext. Adv. math. X 216), – возможно, не являются самостоятельными трактатами. Сводку основных положений первого из упомянутых сочинений см. у Фотия (Phot. Cod. 212, p. 169b18–171a4 Bekker). Сочинения Э. (ныне утраченные) широко использовал Секст Эмпирик, основной источник сведений о пирронизме.
Э. известен формулировкой 10 скептических тропов (аргументов, τρόποι) в пользу воздержания от суждения (см. D. L. IX 79–88; Sext. Adv. math. VII 345). Первые 5 тропов – или, по Диогену, «апорий согласования видимого (φαινομένων) и мыслимого (νοουμένων)» – сформулированы применительно к субъекту суждения: трудно судить, что же на самом деле истинно, когда 1) у различных существ (людей, животных, птиц) представления об одних и тех же вещах различаются, ибо различна сила их чувства; 2) различны особенности восприятия различных людей (кому-то и на солнцепеке холодно); 3) чувства дают свой специфический срез опыта: яблоко одно, а глаз видит только его желтизну, а вкус – только сладость и т. д.); 4) судящий всегда пребывает в каком-либо состоянии (болезнь, страх, старость, любовь, печаль и т. д.); 5) судящий находится во власти определенных обычаев, верований и законов (которые у персов и эллинов, массагетов и египтян и т.д зачастую противоречат друг другу), – «отсюда – воздержание (ἐποχή) от суждения об истинности».
Остальные 5 тропов делают акцент на объекте суждения: 6) ничто не является в чистом виде, но всегда внутри определенной среды, что влияет на наше восприятие (пурпур при свете солнца имеет один оттенок, а при луне – другой; камень в воздухе тяжел, а в воде – легок); 7) восприятие всех предметов искажается пространством (большой предмет издалека кажется маленьким); 8) одинаковые вещи действуют по-разному в зависимости от их количества (вино и пища могут и укреплять, и расслаблять); 9) события по-разному воспринимаются в зависимости от их обычности или необычности (где землетрясения часты, там им не удивляются); 10) все соотносительно: верх мыслится в паре с низом, правое с левым и т. д., но прежде всего все мыслимое соотнесено с нашим мышлением, – т.е. все непознаваемо (ἄγνωστα) само по себе. Диоген отмечает разный порядок расположения 8-го, 9-го и 10-го тропов у Э., Секста и Фаворина (D. L. IX 87), составивших школьные руководства по этому вопросу. О широкой известности тропов Э. может свидетельствовать (хронологически первое) упоминание о них у Филона Александрийского (1 в. н.э.). Ср. также 5 тропов Агриппы.
К «Пирроновым положениям» Секста Эмпирика восходит сообщение о сопоставлении Э. скептической философии и философии Гераклита (Sext. Pyrrh. I 210–212: «Последователи Э. говорили, что скептический способ рассуждения служит путем к философии Гераклита»); сходство усматривалось в том, что скептики говорят: «кажется, что противоположности относятся к одному и тому же», а Гераклит: «противоположности существуют в отношении одного и того же», так что первый тезис предшествует второму (догматическому). Сам Секст Эмпирик, напротив, считает, что скептический способ рассуждения не способствует пониманию философии Гераклита (I 212, 2–3). Как полагают исследователи, из сообщения Секста не следует, что Э. был в каком-то смысле последователем Гераклита, но что он либо предлагал свою интерпретацию (ср., напр., представление учения Гераклита в платоновском «Теэтете»), либо полемизировал со стоической интерпретацией и адаптацией учения Гераклита.
Литература:
См. тж. лит. к ст. Скептицизм.
М. А. СОЛОПОВА