«ТОПИКА» (Τοπικά), трактат Аристотеля, входящий в состав «Органона». Состоит из 9 книг, последняя из которых традиционно выделяется в самостоятельный трактат «О софистических опровержениях» (Περὶ σοφιστικῶν ἐλέγχων). «Топика» часто цитируется Аристотелем под ее современным названием, а также как «Методика», «Диалектика» и «Сочинение по диалектике» (напр., An. Pr. I, 30, 46a30). Большинством исследователей «Топика» признается одним из ранних сочинений Аристотеля. Составлена из отдельных разновременных статей; отдельные части текста не поддаются датировке. Самые ранние наброски находятся в кн. II–VII,2, особенно в кн. III–IV. Заключительные слова кн. VII (гл. 5, 155а37) создают впечатление общего подведения итогов первой редакции. Затем были написаны VII, 1 и закончена кн. IX.
«Топика» представляет собой учебник, излагающий технику ведения диалектического спора. Практика проведения таких споров-дискуссий была очень распространена, но ее систематического описания не было (см. Top. IX, 34, 18a37–184b9). Трактат получил свое название от т. н. «общих мест» (κοινοὶ τόποι) – специфических оснований, или фигур, которыми, по Аристотелю, пользуются участники дискуссии. В наиболее ранней части текста (IV, 1, 121b11) вместо τόπος Аристотель употребляет старое название «элемент» (στοιχεῖον) диалектического вывода; в «Риторике» (Rhet. II, 26, 1403a17) он говорит, что оба слова означают одно и то же. Т. обр., топос – элемент диалектического, т. е. разговорного, силлогизма. Теория диалектического силлогизма, изложенная в «Топике», представляет собой самостоятельную логическую дисциплину, параллельную теории аналитического силлогизма, изложенной в «Первой Аналитике». В отличие от аналитического силлогизма, диалектический силлогизм исходит не из «научных», т. е. достоверных, посылок, а из установленных, допущенных (ἔνδοξα) собеседниками, которые большинству людей или наиболее мудрым из них представляются вероятными. Цель диалектического вывода, и шире, диалектического спора – не выяснение истины, а победа над противником. Подобные дискуссии имели значение, главным образом, как тренировка в логической аргументации.
Классификация топосов служит основой для членения «Топики» на три книги. В кн. II–III рассматриваются топосы из логических свойств случайного (привходящего) признака (συμβεβηκός, accidens), в кн. IV – топосы из логических свойств рода (γένος, genus), в кн. V – из свойств собственного признака (ἴδιον, proprium), в VI и VII кн. описываются требования, которым должна удовлетворять правильно построенная дефиниция (ὅρος, definitio). Привходящий и собственный признаки, род и определение у позднеантичных комментаторов получили название предикабилий (praedicabilia), т. е. видов предикатов. Кн. VIII содержит практические советы по постановке и порядке задавания вопросов, а также излагает права и обязанности отвечающих; кн. I, содержащая предварительные замечания и важные терминологические разъяснения, написана как методическое введение ко всему труду.
Кн. IX, позднеантичное название которой («О софистических опровержениях») основывается на начальных словах книги (164а20) и заключительном выводе в конце гл. 11 (172b5–8), посвящена описанию софистических уловок, употребляемых в процессе диалектического спора. О софистическом способе ведения спора, получившем название «эленктического» (от ἔλεγχος, опровержение) мы можем получить представление также из ранних диалогов Платона (напр., «Евтидем»). Гл. 1–2 содержат описание ложных (неправильных) силлогизмов; гл. 19–23 описывают логические ошибки, основанные на языковой двусмысленности; гл. 25–30 – ошибки, имеющие внеязыковые причины.
Сохранились комментарии на «Топику» Александра Афродисийского (CAG II, 2), и на «О софистических опровержениях» – Михаила Эфесского (CAG II, 3) и Анонима (CAG XXIII, 4).
Рус. пер.: М.И. Иткина (1978).
Текст:
Переводы:
Литература:
Е. Г. ПАРФЕНОВА