Библиографическое описание:
Парфенова Е.Г. «ТОПИКА» // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 739-740.


«ТОПИКА» (Τοπικά), трактат Аристотеля, входящий в состав «Органона». Состоит из 9 книг, последняя из которых традиционно выделяется в само­стоятельный трактат «О софистических опровержениях» (Περὶ σοφιστικῶν ἐλέγχων). «Топика» часто цитируется Аристотелем под ее современным назва­нием, а также как «Методика», «Диалектика» и «Сочинение по диалекти­ке» (напр., An. Pr. I, 30, 46a30). Большинством исследователей «Топика» при­знается одним из ранних сочинений Аристотеля. Составлена из отдельных разновременных статей; отдельные части текста не поддаются датиров­ке. Самые ранние наброски находятся в кн. II–VII,2, особенно в кн. III–IV. Заключительные слова кн. VII (гл. 5, 155а37) создают впечатление общего подведения итогов первой редакции. Затем были написаны VII, 1 и закон­чена кн. IX.

«Топика» представляет собой учебник, излагающий технику ведения диалек­тического спора. Практика проведения таких споров-дискуссий была очень распространена, но ее систематического описания не было (см. Top. IX, 34, 18a37–184b9). Трактат получил свое название от т. н. «общих мест» (κοινοὶ τόποι) – специфических оснований, или фигур, которыми, по Аристотелю, пользуются участники дискуссии. В наиболее ранней части текста (IV, 1, 121b11) вместо τόπος Аристотель употребляет старое название «элемент» (στοιχεῖον) диалектического вывода; в «Риторике» (Rhet. II, 26, 1403a17) он говорит, что оба слова означают одно и то же. Т. обр., топос – элемент диалектического, т. е. разговорного, силлогизма. Теория диалектического силлогизма, изложенная в «Топике», представляет собой самостоятельную логическую дисциплину, параллельную теории аналитического силлогизма, изложенной в «Первой Аналитике». В отличие от аналитического силлогиз­ма, диалектический силлогизм исходит не из «научных», т. е. достоверных, посылок, а из установленных, допущенных (ἔνδοξα) собеседниками, которые большинству людей или наиболее мудрым из них представляются вероятны­ми. Цель диалектического вывода, и шире, диалектического спора – не выяс­нение истины, а победа над противником. Подобные дискуссии имели значе­ние, главным образом, как тренировка в логической аргументации.

Классификация топосов служит основой для членения «Топики» на три книги. В кн. II–III рассматриваются топосы из логических свойств случайного (при­входящего) признака (συμβεβηκός, accidens), в кн. IV – топосы из логических свойств рода (γένος, genus), в кн. V – из свойств собственного признака (ἴδιον, proprium), в VI и VII кн. описываются требования, которым должна удовле­творять правильно построенная дефиниция (ὅρος, definitio). Привходящий и собственный признаки, род и определение у позднеантичных комментато­ров получили название предикабилий (praedicabilia), т. е. видов предикатов. Кн. VIII содержит практические советы по постановке и порядке задавания вопросов, а также излагает права и обязанности отвечающих; кн. I, содержа­щая предварительные замечания и важные терминологические разъяснения, написана как методическое введение ко всему труду.

Кн. IX, позднеантичное название которой («О софистических опро­вержениях») основывается на начальных словах книги (164а20) и заклю­чительном выводе в конце гл. 11 (172b5–8), посвящена описанию софис­тических уловок, употребляемых в процессе диалектического спора. О софистическом способе ведения спора, получившем название «эленктиче­ского» (от ἔλεγχος, опровержение) мы можем получить представление так­же из ранних диалогов Платона (напр., «Евтидем»). Гл. 1–2 содержат описа­ние ложных (неправильных) силлогизмов; гл. 19–23 описывают логические ошибки, основанные на языковой двусмысленности; гл. 25–30 – ошибки, имеющие внеязыковые причины.

Сохранились комментарии на «Топику» Александра Афродисийского (CAG II, 2), и на «О софистических опровержениях» – Михаила Эфесского (CAG II, 3) и Анонима (CAG XXIII, 4).

Рус. пер.: М.И. Иткина (1978).

Текст:

  • Aristotelis Topica et Sophistici Elenchi. Rec. W.D. Ross. Oxonii, 1958;
  • Topiques. T. 1 (liv. I–IV). Texte ét. et trad. par J. Brunschwig. Paris, 1967;

Переводы:

  • R. Smith (Oxford, 1963),
  • P. Slomkowski (Leiden, 1997);
  • A. Zadro (Napoli, 1974).
  • Топика. Пер. М.И. Иткина, – Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 2. М., 1978, с. 347–531.

Литература:

  • Hambruch E. Logische Regeln der platonischen Schule in der aristotelischen Topik. Berlin, 1904;
  • Pater W.A. de. Les Topiques d’Aristote et la dialectique platonicienne. Fribourg, 1965;
  • Beriger A. Die aristotelische Dialektik. Cambridge, 1977;
  • Evans J.D.G. Aristotle’s Concept of Dialectics. Cambridge, 1977;
  • Primavesi O. Die aristotelische Topik. München, 1996;
  • Weil E. La place de la logique dans la pensée aristotélicienne, – RevMetM 56, 1951, p. 283–315.

Е. Г. ПАРФЕНОВА