Библиографическое описание:
Шичалин Ю.А. ИОАНН ФИЛОПОН // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 398-400.


ИОАНН ФИЛОПОН (Ἰωάννης ὁ Φιλόπονος, или Иоанн Грамматик, что свидетельствует о том, что он не был профессиональным преподавателем философии; ок. 490–570), греческий философ, совмещавший вышколенную ученость Александрийской школы неоплатонизма с принципами христиан­ского мировоззрения. Крещен во младенчестве. Под влиянием неоплатони­ка Аммония, сына Гермия, приобщился к философии. Издал комментарии Аммония к сочинениям Аристотеля: к «Аналитике I и II», «О возникновении и уничтожении», «О душе» (содержат указание на то, что они являются запи­сями семинаров Аммония), к «Категориям», «Физике», «Метеорологике»; пе­реиздал (вслед за Асклепием из Тралл) комментарий на «Введение» Никомаха из Герасы; автор знаменитого сочинения «Против Прокла по вопросу о веч­ности мира» (Κατὰ τῶν Πρόκλου περὶ ἀϊδιότητος κόσμου ἐπιχειρημάτων, 529), а также сочинения «Против Аристотеля» (ок. 530–534, известно благодаря цитатам и критике Симпликия в комментарии к аристотелевскому «О небе»); поздний трактат «О творении мира» в 7 кн. (Τὰ εἰς τὴν Μωυσέως κοσμογονίαν ἐξηγητικά) посвящен Сергию, патриарху Антиохийскому в 546–549. В сочи­нении «Арбитр, или О единстве», известном по цитатам у византийских ав­торов и сирийскому переводу, выступает как представитель монофизитства, склоняющийся к «тритеизму». Автор «Описания астролябии» (Περὶ τῆς τοῦ ἀστρολάβου χρήσεως καὶ κατασκευῆς).

В развитии И. выделяются два периода. Первый представлен коммента­риями к Аристотелю в духе Аммония: для этого периода (после 517) свой­ственно традиционное для позднего платонизма представление о структуре универсума, в ряде моментов объединяющее Платона и Аристотеля (сверх­бытийное Единое, Ум-Демиург, являющийся и производящей, и целевой причиной, трансцендентные умы, рациональные души, сфера небесная, сфера подлунная, четыре элемента, материя).

Второй период, начинающийся с 529 (времени появления эдикта имп. Юстиниана о закрытии философских школ, что и послужило поводом для декларации новых взглядов), характеризуется упрощенной схемой универ­сума (личный бог-ум есть высший уровень иерархии, творение мира – ре­зультат свободного божественного изволения, мир не является больше бо­жественным). В сочинении «Против Прокла по вопросу о вечности мира» (529) И. подверг критике неоплатоническую интерпретацию платоновского «Тимея» (творение космоса как вневременной акт), истолковав его в духе ветхозаветной книги Бытия, с которой, как он считал – в духе длитель­ной традиции христианских богословов, – Платон был знаком. В сочине­нии «Против Аристотеля» (со ссылкой на сочинение Прокла «Возражения Аристотеля на “Тимея” Платона», Simpl. In Phys. 31, 7 слл.) противопос­тавляются учения Платона и Аристотеля, у которого критикуется теория эфира, вечности мира и т.п.). Впоследствии (в соч. «О творении мира»), вероятно под влиянием монофизитов, почитавших Аристотеля, И. смягча­ется в своем его неприятии (напр., принимает определение души как энтелехии – In Phys. 278, 3, блага как предмета всеобщего стремления – 293, 7 и т.д.), хотя и продолжает подчеркивать неприемлемость его учения о том, что мир не имеет начала (82, 10) и т.п. Здесь же он обсуждает теорию «им­петуса» применительно к возникновнию мира в целом.

Реагируя на полемические выпады И., Симпликий называет его «но­вичком», представителем «новомодной болтовни» (под которой разумеет­ся христианство), пытающимся привлечь внимание непросвещенной пуб­лики, но неспособным понять глубокой согласованности учений Платона и Аристотеля (In De Caelo 42, 17 сл., и др.); душа Филопона, согласно Симпликию, одержима не разумом, а страстями и воображением. Нападки И. на Аристотеля Симпликий сравнивает с акцией Герострата, сжегшего храм Артемиды Эфесской (In Phys. 200, 30 сл.).

Богословские взгляды Филопона были осуждены на Константинополь­ском соборе 680/681. Между тем его сочинения оказали влияние на ара­бов, латинский Запад (теория «импетуса» была воспринята Буриданом и Оремом), мыслителей Возрождения (Пико делла Мирандола, Галилей). Начиная с 16 в. на европейскую мысль оказывали влияние латинские пере­воды комментариев И. на Аристотеля и его полемика с Проклом.

Сочинения:

Комментарии:

  • 1) Philoponi (olim Ammonii) in Aristotelis categorias commen­tarium. Ed. A. Busse. Berlin, 1898 (CAG XIII. 1);
  • 2) Ioannis Philoponi in Aristotelis analytica priora commentaria. Ed. M. Wallies, 1905 (CAG XIII. 2);
  • 3) In analytica posteriora:
    • Ioannis Philoponi In Aristotelis analytica posteriora com­mentaria cum Anonymo in librum II. Ed. M. Wallies, 1909 (XIII. 3);
    • Philoponus. On Aristotle Posterior Analytics I 1–8, trans. by R.D. McKirahan. London: Duckworth, 2008 (ACA);
  • 4) In physicorum libros:
    • In Aristotelis physicorum libros commentaria. Ed. H. Vitelli, 1887–1888 (CAG XVI–XVII);
    • Philoponus. On Aristotle Physics 1, 1–3, trans. by C. Osborne. London: Duckworth, 2006 (ACA);
    • Philoponus. On Aristotle Physics 2, 4–9, trans. by C. Osborne. London, 2008;
    • Philoponus. On Aristotle Physics 2, trans. by A.R. Lacey. London, 1993;
    • Philoponus. On Aristotle Physics 3, trans. by M.J. Edwards. London, 1994;
    • Philoponus. On Aristotle Physics 5–8 with Simplicius, On Aristotle on the Void, trans. by P. Lettink and J.O. Urmson. London, 1994;
    • Furley D., Wildberg C. (tr.). Corollaries on place and void. With Simplicius, Against Philoponus on the eternity of the world. London, 1991;
  • 5) In De generatione et corruptione
    • In Aristotelis libros de generatione et corruptione commentaria. Ed. H. Vitelli. Berlin, 1897 (CAG XIV);
    • Philoponus. On Aristotle On coming-to-be and perishing 1, 1–5, trans. by C.J.F. Williams. London, 1999 (ACA);
    • Philoponus. On Aristotle On coming-to-be and perishing 1, 6–2, 4, trans. by C.J.F. Williams. London, 1999;
    • Philoponus. On Aristotle On coming-to-be and perishing 2, 5–11, trans. by I. Kupreeva. London, 2005;
  • 6) In Aristotelis meteorologicorum librum primum commentarium. Ed. M. Hayduck, 1901 (CAG XIV. 1);
  • 7) In De anima:
    • In Aristotelis libros de anima commentaria. Ed. M. Hayduck, 1897 (CAG XV);
    • Philoponus. On Aristotle On the soul 1, 1–2, trans. by  P. van der Eijk. London, 2005 (ACA);
    • Philoponus. On Aristotle On the soul 1, 3–5, trans. by P. van der Eijk. London, 2006;
    • Philoponus. On Aristotle On the soul 2, 1–6, trans. by W. Charlton. London, 2005;
    • Philoponus. On Aristotle On the soul 2, 7–12, trans. by W. Charlton. London, 2005;
    • Philoponus. On Aristotle On the soul 3, 1–8, trans. by W. Charlton. London, 2000;
    • Philoponus. On Aristotle On the soul 3, 9–13, with Stephanus, On Interpretation, trans. by W. Charlton, 2000;
    • Philoponus. On Aristotle On the intellect (De anima 3, 4–8), trans. by W. Charlton, F. Bossier. Pref. by R. Sorabji. London, 1991;
    • Le commentaire de Jean Philopon sur le troisième livre du «Traité de l’âme» d’Aristote. Éd. par M. de Corte. Liège; Paris, 1934;
  • 8) In Nicomachi arithmeticam introductionem. Ed. R. Hoche. Lpz., 1864– 1867; ed. G.R. Giardina, – Giovanni Filopono matematico tra neopitagorismo e neoplatonis­mo. Catania, 1999, p. 105–181.

Трактаты:

  • 1) De opificio mundi
    • De opificio mundi. Rec. G. Reinhardt. Leipzig, 1897;
    • Philoponus. De opificio mundi = Über die Erschaffung der Welt, trans. by Clemes Scholten. Freiburg, 1997.
  • 2) De aeternitate mundi contra Proclum
    • De aeternitate mundi contra Proclum. Ed. H. Rabe. Leipzig, 1899 (repr. Hldh., 1963);
    • Philoponus. Against Proclus’ On the eternity of the world 1–5, trans. by M. Share. London, 2005 (ACA);
    • Philoponus. Against Proclus’ On the eternity of the world 6–8, trans. by M. Share. London, 2005;
    • Philoponus. Against Proclus’ On the eternity of the world 12–18, trans. by J. Wilberding. London, 2006;
    • Segonds A. À propos d’une page du De aeternitate mundi de Jean Philopon, – ΣΟΦΙΗΣ ΜΑΙΗΤΟΡΕΣ. Hommage à Jean Pépin. Paris, 1992, p. 461–479 (пер. и комм. двух текстов И.Ф. о творении души в «Тимее»: De aetern. mundi 115, 22–121, 9);
  • 3) Philoponus. Against Aristotle, On the eternity of the world. Tr. by C. Wildberg. London, 1987;
  • 4) Segonds A. (trad.). Jean Philopon, Traité de l’Astrolabe. Paris, 1981;
  • 5) Sanda A. Opuscula Monophysitica Iohannis Philoponis. Beirut, 1930.

Литература:

  • Saffrey H.D. Le chrétien Jean Philopon et la survivance de l’école d’Alexandrie, – REG 67, 1954, 316–18, p. 396–410;
  • Lucchetta G.A. Aristotelismo e cristianismo in Gio­van ni Filopono, – StudPat 25, 1978, p. 573–593;
  • Hadot I. Le problème du Néoplatonisme Alexandrin. Hiérocles et Simplicius. Paris, 1978;
  • Lee T.S. Die griechische Tradition der aris­totelischen Syllogistik in der Spätantike. Eine Untersuchung über die Kommentare zu den Analytica priora von Alexander Aphrodisiensis, Ammonius und Philoponus. Göttingen, 1984;
  • Verrycken K. The development of Philoponus’ thought and its chronology, – Sorabji R. (ed.). Aristotle Transformed. London, 1990, p. 233–274;
  • Ebbesen S. Philoponus, ‘Alexander’ and the ori­gins of medieval logic, – Sorabji R. (ed.). Aristotle Transformed. London, 1990, p. 445–462;
  • De Haas F.A.J. John Philoponus’ New Defi nition of Prime Matter. Aspects of its Background in Neoplatonism and the Ancient Commentary Tradition. Leiden, 1996;
  • Fladerer L. Johannes Philoponos «De opifi cio mundi». Spätantikes Sprachdenken und christliche Exegese. Stuttg.; Leipzig, 1999.

Ю. А. ШИЧАЛИН