Библиографическое описание:
Столяров А.А. СИМПАТИЯ КОСМИЧЕСКАЯ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 666-667.


СИМПАТИЯ КОСМИЧЕСКАЯ (греч. συμπάθεια [от συμπάσχω, сочувст­вую], лат. consensus), термин античной философии, обозначавший гармонию всех вещей в масштабе мироздания. В первых описаниях космоса как гармо­нически упорядоченного целого (Гераклит, пифагорейцы, Эмпедокл, плато­новский «Тимей» и др.) термин симпатия не использовался. У Аристотеля соответствующий глагол спорадически употребляется в психологическом смысле (тело и душа «претерпевают» совместно – An. Pr. 70b16; Physiogn. 808b11). Термин, по-видимому, впервые используется Теофрастом для обо­значения упорядоченного взаимодействия, однако он не выражает еще уни­версального общекосмического единства (fr. 4, 63; 7, 10; 172, 3) – данный смысл он приобретает в учении Ранней Стои, где служит для обозначения гармонической целостности космоса как живого организма. Основой этого телесного единства («бестелесное не сочувствует телу, а тело – бестелес­ному», SVF I 518) служит вездесущая пневма, обеспечивающая (благодаря своему «напряжению») устойчивость космического континуума и разнооб­разие его внутренней структуры. Упорядоченная взаимосвязь частей и це­лого в отдельных вещах и всех вещей в масштабах космоса поясняется кор­респондирующим понятием «всеобщего и полного смешения» на уровне вещества (κρᾶσις δι̕ ὅλων). В абсолютной взаимозависимости всех мировых процессов проявляется нерушимость глобальных причинно-следственных связей («судьба»), что позволяет «мудрецу» на основании одного судить о другом, по прошлому – о будущем и т. д. (теоретическая основа мантики). Правильное понимание С. имеет важные этико-психологические последст­вия: «включенность» в ход вещей, покорность «судьбе» (Cic. Divin. II 33 sq.; Sext. Adv. math. IX 78 sq.; SVF II 411; 476; 534; 546 etc.).
В учении Посидония концепция С. заняла, возможно, центральное место (Cic. Divin. II 33 sq.; Nat. D. II 83 sq.; Sen. Nat. qu. II 4 sq.) и оказала влияние на представления неоплатоников о том, что сущее «симпатически» связа­но благодаря эманации из единого источника (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл). Косвенное влияние этой концепции испытала вся патристика. Из мистико-теургических теорий поздних неоплатоников понятие симпатии было заимствовано ренессансным «натурализмом» (в котором оно сочета­лось с элементами герметизма и магии – Пико делла Мирандола, Парацельс, Патрици, Кардано, Телезио, Джордано Бруно), а через него оказало влияние на Ф. Бэкона, теорию «предустановленной гармонии» Лейбница и мистику Сведенборга. Вместе с тем, уже Шефтсбери и Юм («Трактат о природе че­ловека», кн. II ч. I) используют термин симпатия в том узком психологиче­ском значении, которое утвердилось за ним в дальнейшем.
Лит.: Roehr J. Der okkulte Kraftbegriff im Altertum. Lpz., 1923; Reinhardt K. Kosmos und Sympathie. Münch., 1926; Sambursky S. Physics of the Stoics. L., 1953.

А. А. СТОЛЯРОВ