КСЕНОКРАТ (Ξενοκράτης), сын Агафенора (396, Халкедон на Боспоре – 314 до н. э., Афины), др.-греч. философ, ученик
Платона. После смерти Платона вместе с Аристотелем покинул
Академию; с 339 – схоларх Академии, сменивший
Спевсиппа. Сочинения К. (список из 75 названий, свидетельствующий об энциклопедическом характере его интересов, – у Диогена Лаэртия, IV 11–14) были достоянием школы и не предназначались для широкой публики; вероятно, они погибли при разрушении Академии в 86 до н. э. Однако «мнения» К. вошли в доксографические компендии (начиная с
Теофраста) и были очень популярны в период
Среднего платонизма. К. – первый платоник, отличавшийся литературной продуктивностью: вероятно, им был разработан жанр философских трактатов по отдельным вопросам. Он предпринял первую серьезную попытку догматизации доктрины Платона, впервые использовав для изложения его взглядов разработанное в Академии (ср. Arist. Top. I 14, 105b) деление философии на физику, этику и логику (fr. 1 Heinze). Философская система К. создавалась (в противовес другим платоникам – Спевсиппу, Евдоксу, Аристотелю) как учение ортодоксального платонизма. Она поддерживала (и заостряла) пифагорейские тенденции позднего Платона. К. выделял три типа бытия: умопостигаемое, помещаемое им за пределами небесной сферы (идеи-числа); чувственное, заключенное внутри нее, и смешанное, или представляемое (δοξαστή), доступное как зрительному восприятию, так и научному изучению посредством астрономии (fr. 5). В качестве метода изложения философии К., по примеру пифагорейцев и Платона, избрал математику (арифметика и геометрия суть «ухваты философии», fr. 2) в сочетании с аллегорическим толкованием мифов. Первый бог – монада, ум, Зевс (мужское начало); второй – диада, душа мира (женское начало, как бы «мать богов»); зримых богов –
8: небо и 7 планет (fr.
15). Между людьми и богами, совмещая черты тех и других, посредничают демоны
. К. не признавал временного начала мира. Начала всего суть единое и неопределенная двоица, из сочетания которых получаются числа, точки, плоскости и тела; от двоицы происходят место, пустота,
апейрон; от
единого и чисел – душа и др. (fr. 26). Сделав математику универсальным способом описания, К. не различал между бытием математических объектов и идей (в терминологии познейших платоников – между эйдетическим и математическим числом). Идея (как число) возникает из «большого и малого» и единого (fr. 33) и есть «парадигматическая причина существующего по природе от века» (fr. 30). Идеальные математические предметы (точки, линии, числа от 1 до 10 и т. д.) неделимы, т. е. диада не состоит из двух монад и т. д. (fr. 41–42), из чего вытекало учение о 5
элементах (по числу правильных многогранников) (fr.
53). Понимая душу как среднюю между неподвижными идеями-числами и вечно изменчивыми телами сущность, К. называл ее «числом, само себя движущим» (fr. 60, 64). Душа бестелесна (fr.
66), не имеет возникновения во времени (fr.
68) и бессмертна (fr. 74), обладает двумя потенциями – чувством и разумом (fr. 70).
Судя по названиям многих трактатов, Ксенократ придавал большое значение практической этике, в чем ему следовал сменивший его во главе Академии Полемон. Блаженство состоит в приобретении добродетелей (fr. 77), подлинно блажен – разумный (σπουδαῖος – fr. 81–82). Наряду с хорошим и дурным есть «безразличные» с этической точки зрения предметы, например здоровье, богатство (fr. 76, 92).
Осуществленная Ксенократом систематическая разработка платоновского учения обусловила исключительное влияние его на
неопифагореизм и средний платонизм, а также – на стоиков, воспринявших благодаря ему ряд платоновских идей (учение о принципах, о самодостаточности добродетели и др.) и эпикурейцев (учение о неделимых величинах).
Фрагменты:
Heinze R. Xenokrates. Lpz., 1892 (Hldh., 1965);
Pines S. A New Fragment of Xenocrates and its Implications, –
TAPhS 51, 2, 1961, p. 3–34;
Senocrate,
Ermodoro. Frammenti. A cura di M. Isnardi Parente. Nap., 1982.
Лит.:
Krämer H. J. Der Ursprung der Geistmetaphysik. Untersuchungen zur Geschichte des Platonismus zwischen Platon und Plotin. Amst., 1967
2, S. 21–191 u.a.;
Idem. Die Ältere Akademie, – GGP, Antike 3, 1983, S. 151 sq., 161–174;
Dorandi T. Senocrate nel giudizio di Demetrio del Falero, – Festschrift für W. Kullmann. Hrsg. v. H.-Chr. Günther und A. Rengakos. Stuttg., 1997, S. 271–278; ЛОСЕВ, ИАЭ III. Высокая классика. М., 1974.
Ю. А. ШИЧАЛИН