Библиографическое описание:
Брагинская Н.В. КИРЕНСКАЯ ШКОЛА // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 417-418.


КИРЕНСКАЯ ШКОЛА, киренаики (οἱ Κυρηναικοί), др.-греч. гедони­стическая философская школа 4–1-й четв. 3 в. до н.э., возводившая свое учение к сократику Аристиппу из Кирены. К Киренской школе принад­лежали, в частности: дочь Аристиппа Арета, ее сын Аристипп Младший (Метродидакт, «обученный матерью») и имевшие своих последователей Паребат, Анникерид, Гегесий и Феодор.

Киренская школа отрицала науки о природе (иногда также логику и диалектику) как не дающие надежных знаний и бесполезные для счастли­вой жизни. Этика Киренской школы состояла из 5 разделов: учение о том, что предпочитают и чего избегают, о внутренних состояниях-ощущениях (πάθη), о поступках; физика же и логика фактически включались в этику на правах учения о причинах и о достоверности.

Киренаики утверждали несопоставимость внутренних состояний лю­дей и непостижимость в них общего: общими бывают только имена вещей. Человеку явлено лишь его индивидуальное состояние (πάθος), оно очевид­но, истинно и постижимо: «Ощущение, которое возникает для нас, не по­казывает нам ничего, кроме себя самого. Следовательно, только ощущение, по правде сказать, есть то, что нам является. А то, что вовне и способно вызывать ощущение, может быть, и существует, но это не то, что нам яв­ляется» (Sext. Adv. math. VII 194). Неприятных ощущений избегают, при­ятным оказывают предпочтение, это естественно и свойственно как живот­ным и детям, так и мудрецам.

В критерий истинности одни киренаики включали только непосредст­венную очевидность и ощущения, другие признавали участие ума и раз­мышления. Ощущение мыслилось динамически как движение; киренаики не признавали эпикурейского отождествления наслаждения с отсутствием боли и страдания: поскольку удовольствие и боль – это «мягкое» и «резкое» движения, то отсутствие одного движения есть неподвижность, а не дру­гое движение. Т. обр., Киренская школа признавала только положительное удовольствие без степеней и иерархии. Утверждение Киренской школы, что существуют только телесные удовольствия, основано на узком значе­нии слова ἡδονή («чувственное наслаждение»), при онтологизации которо­го выходило, что не только слово, но и понятие «удовольствие» неприме­нимо к духовной сфере. Анникерид, однако, причислял к удовольствиям и дружеское расположение, и чувство благодарности, уважения, гордости за отечество и т. д. Возможно, в Киренской школе существовало представ­ление об элементарных сильных наслаждениях и сложных (так, Аристипп Младший учит, что «чувство» (αἴσθησις) складывается из многих «ощуще­ний» – πάθη), но не обладающих такой безусловной силой. Удовольствия по преимуществу – это телесные и сиюминутные, актуальные наслаждения. Хотя счастьем иногда считалась совокупность прошлых и будущих насла­ждений, их накопление не цель, ибо со временем движение души угасает (Анникерид). «Жить с удовольствием» – цель, по Аристиппу Младшему, по Анникериду, искать счастья в непрерывных и всевозможных наслажде­ниях слишком утомительно и ведет к обратному результату, но чем человек мудрее, тем больше счастья в его жизни, хотя целью каждого поступка яв­ляется не счастье, а частное конкретное удовольствие. По Феодору, мудрец радостен, а глупец печален; по Гегесию, из-за множества зол счастье вооб­ще невозможно, так что мудрец только избегает зол и тем более в этом пре­успевает, чем менее будет разборчив в источниках наслаждений.

Моральные запреты «радикальные» представители Киренской школы (Феодор, Гегесий) снимали, объявляя общепринятые ценности (а Гегесий и удовольствие) существующими не по природе. В Киренской школе не просто удовольствие объявлялось благом, но само совершенное благо, выступающее как цель, есть жизнь с удовольствием или просто удоволь­ствие; соответственно все остальные блага, включая разумение и добро­детель, являются благами в той мере, в какой служат этой цели. Феодор отрицал общепринятые ценности с высокомерием и дерзостью; Гегесий – с равнодушием и пессимизмом; Феодор не страшился смерти, Гегесий ви­дел в ней полезное для мудреца (жизнь – выгода глупца); по Феодору, жерт­вовать собой за отечество – значит приносить пользу безумцам, по Гегесию, мудрец ничего не делает ради других, ибо никто его не стоит; Феодор це­нил свободу высказывания («парресию») и считал отечеством весь мир, Гегесий выражал равнодушие и к свободе, и к отечеству. Особенность уче­ния Феодора – выдвижение в качестве пределов не удовольствия и боли (им он отводил роль промежуточных состояний), а радостное и горестное расположение духа; благами он объявлял ум и справедливость, а злом – их противоположности. Феодор, автор книги «О богах», за свои воззрения был прозван «Безбожником», Гегесий, автор книги «О самоубийстве воз­держанием от пищи», – за проповедь самоубийства «Учителем смерти». Анникерид, более «мягкий» представитель Киренской школы, не делал всех выводов из исходных посылок, избегал асоциальных крайностей сво­их проводивших жизнь на чужбине «единомышленников» и рисовал мудре­ца человеком, живущим в согласии с обществом, признающим его ценности и старающимся по возможности получать от жизни больше удовольствий, чем огорчений. Киренская школа испытала влияние Протагора, Демокрита и Эпикура и, в свою очередь, повлияла на учение последнего. Сочинения киренаиков не сохранились, основные источники – Диоген Лаэртий (II 65–104), Секст Эмпирик (Adv. math. VII 11, 190–200), Евсевий Кесарийский (Pr. Ev. XIV 18, 31–19, 7, XV 62, 7–12). Влияние Киренской школы было пере­крыто влиянием эпикуреизма.

Фрагменты:

  • GIANNANTONI, SSR, II, 1990, p. 1–133 (cap. IV. Aristippi et Cyrenaicorum philosophorum reliquiae); Döring K. Die Socratesschueler Aristipp und die Kyrenaiker. Stuttgart, 1988;
  • Aristippi et Cyrenaicorum fragmenta. Ed. E. Mannebach. Leiden; Köln, 1961;
  • L’invention du plaisir: suivi de Fragments cyrénaïques. Éd. établie et prés. par M. Onfray. Paris, 2002.

Литература:

  • Lieberg G. Aristippo e la scuola cirenaica, – RSF 13, 1958, p. 3–11;
  • McKirahan V. Ts. The Cyrenaic Theory of Knowledge, – OSAPh 10, 1992, p. 161–192;
  • Eadem. The Socratic origins of the Cynics and the Cyrenaics, – The Socratic movement. Ed. by P.A. Vander Waert. Ithaca (N. Y.), 1994, p. 367–391;
  • Classen C. J. Aristipp und seine Anhänger in Rom, – Polyhistor: Studies in the History and Historiography of Ancient Philosophy, presented to J. Mansfeld. Eds. K. Algra, P.W. Van Der Horst. Leiden, 1996, p.206–219;
  • McKirahan V.Ts. The Epistemology of the Cyrenaic School. Cambridge, 1998;
  • Simeoni L. Sesto Empirico e i Cirenaici, – SIFC 3a ser. 16, 1, 1998, p. 61–79.

Н. В. БРАГИНСКАЯ