Библиографическое описание:
Шичалин Ю.А. ГИЕРОКЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 270-271.


ГИЕРОКЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (̔Ιεροκλῆς) (5 в. н. э.), представитель Александрийской школы платонизма, ученик Плутарха Афинского. Как пре­подаватель платоновской философии толковал отдельные диалоги Платона (в частности, «Горгия», ср. Damasc. V. Isid. 54); сохранился комментарий Г. к пифагорейским «Золотым стихам». Благодаря изложению и ряду экс­церптов у Фотия (Codd. 214; 251) известен трактат Г. «О промысле и роке, а также о том, что наша воля соотносится с божественным водительством». За преподавание языческой философии Г. был выслан из Александрии, но по возвращении продолжал свою педагогическую деятельность.
В комментарии к «Золотым стихам», составленном с пропедевтически­ми целями и рассчитанном на неподготовленную аудиторию, Г. в основном остается в рамках среднеплатонических доктрин: во главе универсума – ум-демиург; в сфере разумных существ выделяются боги, демоны, души; в мире действует промысл, рок и случай; человек состоит из тела и души, но у души есть собственный носитель, бессмертное светлое тело; добро­детели делятся на практические и теоретические. Однако неоплатониче­ская проблематика Порфирия и послеямвлиховской традиции также была освоена и развита у Г. Как и у Порфирия, материя у Г. – не самостоятель­ное начало, но создана демиургом (хотя и не во времени). В духе после­ямвлиховского платонизма Г. учил о порожденном демиургом и состоящем из разумной души и невещественного тела бессмертном существе, по по­добию которого внутримирными богами из неразумной души и смертного тела создан человек. В ряду практических добродетелей Г. помещал бого­служебные (τὸ τελεστικόν), освобождающие душу от «вещественных пред­ставлений» (ὑλικὰς φαντασίας). Наряду с промыслом, роком и случаем Г. признавал свободу выбора и воли (τὸ ἐφ̕ ἡμῖν), выдвигая при этом концеп­цию человеческго разумного существа, способного по собственной воле меняться (становиться хуже), развитую впоследствии Дамаскием и воспри­нятую Симпликием. Эти представления давали возможность совмещения неоплатонической доктрины с христианством. Учеником Г. был христи­анский платоник Эней из Газы, «Теофраст» которого повлиял на Захария из Митилены (Схоластика). Г. оказал также значительное влияние на фило­софию Возрождения.
Соч.: In Aureum pythagoreorum carmen commentarius. Rec. F.G. Koehler. Stuttg., 1974; рус. пер.: Пифагорейские «Золотые стихи» с комментарием философа Гиерокла. Пер. и вступ. ст. И. Петер. М., 1995; «Золотые стихи» пифагорейцев с комментарием Гиерокла философа. Пер. под ред. Г. В. Малеванского, – ВиР 16, 1897, с. 130–158; 17, с. 177–206; 18, с. 224–254; 20, с. 335–360; 23, с. 429–290.
Лит.: Kobusch Th. Studien zur Philosophie des Hierokles von Alexandrien. Münch., 1976; Hadot I. Hiéroclès et Simplicius. P., 1979; Aujoulat N. Le néoplatonisme Alexandrin: Hiéroclès d’Alexandrie. Leiden, 1986; Вдовиченко А. В. Евсевий Кесарийский против Гиерокла, – Раннехристианские апологеты II–IV вв.: Переводы и исследования. М., 2000.

Ю. А. ШИЧАЛИН