Библиографическое описание:
Шичалин Ю.А. ВИКТОРИН МАРИЙ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 226-227.


ВИКТОРИН МАРИЙ (Caius Marius Victorinus) (4 в. н. э.), представи­тель христианского неоплатонизма. По сообщению Иеронима, «уроженец Африки, обучавший риторике в Риме при имп. Константине» (337–361). В старости обратился в христианство.

Своими переводами с греческого В. открыл для философской мысли латинского Запада ряд сочинений Аристотеля («Категории», «Об истол­ковании»), Плотина и Порфирия («О пяти общих понятиях»). Вероятно, переводил также Ямвлиха («О богах»). Кроме того, В. написал ряд сочи­нений по риторике и диалектике: «О гипотетических силлогизмах», «Об определениях», а также ряд комментариев к диалогам Цицерона (в част­ности, к «Топике» и «Нахождению»). Однако собственно философской за­слугой В. было то, что он дал «первое систематическое изложение учения о Троице» (П. Анри).

Написанные им после обращения в христианство трактаты «Против арианина Кандида», «Против Ария» (4 кн.), «Понимание “единосущего”», прославленные своей «темнотой», представляют собой первую на Западе попытку утилизации неоплатонической доктрины при разработке христианской догматики. В частности, В. использовал наме­ченную Плотином и развитую Порфирием умную триаду бытие–жизнь– ум, в соответствии с которой он понимал соотношение лиц Троицы. Отец есть бытие, или сущность, субстанция. Сын есть определение этого бытия, причем это определение происходит в движении двоякого рода: в самопо­рождении, благодаря которому бытие проявляет, актуализует себя (жизнь, Иисус Христос); в возвращении к себе самому (ум, Дух Святой). Как жизнь и ум не лишены бытия, так и бытие обладает жизнью и умом, поэтому о раз­личии лиц говорится на основании того, что каждое лицо есть по преиму­ществу: Отец – бытие по преимуществу, Иисус Христос – жизнь по преиму­ществу и жизнетворческая активность, Дух Святой – ум по преимуществу и активность светолития. Однако в ряде текстов Отец понимается у В. как Единое, Сын – как Едино-Единое; Отец как «не-сущее превыше сущего», «Пред-сущее», Сын – как Сущее. Различие лиц Св. Троицы также понима­ется у В. достаточно своеобразно, поскольку Иисус Христос и Дух Святой объединяются им в Сыне как два его аспекта: Отец отличается от Сына как бытие от движения, а в Сыне два типа движения противопоставлены как жизнь и ум.

Неоплатонизм В. не всегда достаточно жестко ограничен рамками христианского вероучения. Размышления над исконно неоплатонической проблемой Единого и порождения им Ума (инспирированные, вероятно, Порфириевым комментарием на «Парменида») часто протекают у В. вне прямой связи с тринитарной проблемой, чем объясняется «темнота» его со­чинений и их сравнительная непопулярность у современников и поздней­ших мыслителей. Сурово отзывается о сочинениях В. Иероним, ему вторит Орозий. В. был известен Гинкмару Реймсcкому, Алкуину и Иоанну Скоту Эриугене; с ним знаком Николай Кузанский, который, однако, советует под­ходить к В. с осторожностью.

Историки философии открывают В. в конце 19 в. Текст его сочинений у Миня (PL 8) изобилует ошибками. Критические издания его теологиче­ских сочинений были предприняты только в 60–70-е годы 20 в.

Сочинения

  • Marius Victorinus. Traités théologique sur la Trinité. Texte ét. par P. Henry, introd., trad. et comm. par P. Hadot. P., 1960 (SC 68-69);
  • Opera theologica. Ed. A. Locher. Lpz., 1976;
  • Commentarii in apostolum. Ed. A. Locher. Lpz., 1972;
  • Marius Victorinus. Christlicher Platonismus: Die theologischen Schriften des Marius Victorinus. Übers. v. P. Hadot und U. Brenke. Z.; Stuttg., 1967;
  • Марий Викторин. Против Ария. Книга вторая. Пер. О.Е. Нестеровой, – Памятники средневековой латинской литературы IV–VII вв. М., 1998, с. 36–54.

Литература

  • Henry P. The «Adversus Arium» of Marius Victorinus, the fi rst systematic exposition of the doctrine of the Trinity, – JThS, n. s. 1, 1950, p. 42–55;
  • Hadot P. Porphyre et Victorinus. T. I–II. P., 1968;
  • Idem. Marius Victorinus. Recherches sur sa vie et ses oeuvres. P., 1971;
  • Clark M. The Neoplatonism of Marius Victorinus the Christian, – Neoplatonism and early christian thought. L., 1981, p. 153–159;
  • Colish M.L. The Neoplatonic tradition: the contribution of Marius Victorinus, – Neoplatonic tradition. Cologne, 1991, p. 57–74;
  • Bergner K. Der Sapientia- Begriff im Kommentar des Marius Victorinus zu Ciceros Jugendwerk «De inventione». Fr./M., 1994;
  • Cooper S.A. Metaphysics and morals in Marius Victorinus’ commentary on the Letter to the Ephesians: a contribution to the history of neoplatonism and Christianity. N. Y., 1995;
  • Фокин А.Р. Христианский платонизм Мария Викторина. М., 2007.

Ю. А. ШИЧАЛИН