Библиографическое описание:
Шичалин Ю.А. АПУЛЕЙ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 143-144.


АПУЛЕЙ ЛУЦИЙ (Lucius Apuleius) (ок. 125, Мадавра в Сев. Африке – до 170 н. э.), римский ритор, писатель, философ-платоник, писавший на ла­тинском языке. Учился в Карфагене, затем (ок. 150) в Афинах (у Кальвена Тавра и Секста Херонейского) и Риме; путешествуя, посетил Самос и Фригию, был посвящен в мистерии Исиды и другие таинства; впоследст­вии навлек на себя подозрения в колдовстве и был вынужден переселиться в Карфаген.

Традиция приписывает А. две группы сочинений, которые были впер­вые объединены в 14 в.: 1-я – «О магии» («Апология»), «Флориды», «Мета­морфозы, или Золотой осел»; 2-я – «Асклепий» (лат. перевод недошедше­го на греческом языке герметического трактата, не принадлежащий А., см. Gersch 1986), «Об истолковании» (Περὶ ἑρμηνείας – руководство по ритори­ке 3–4 вв., содержащее ссылку на А.), речь «О божестве Сократа» (De deo Socratis), аутентичность которой теперь не оспаривается (риторическая раз­работка темы демонологии), «О мире» (De mundo, свободный лат. перевод псевдоаристотелевского тратата «О мире» (Περὶ κόσμου) и «Платон и его учение». Аргументы в пользу аутентичности двух последних сочинений сведены в изд. Божо (Beaujeu 1973, p. IX–XXIX).

«Платон и его учение» (De Platone et eius dogmate) – один из вариантов среднеплатонического учебника платоновской философии, принадлежаще­го к традиции, близкой Альбину, но не совпадающей с ней. Учебник откры­вает биография Платона (180–189). Отмечая, что Платон первый объеди­нил три части философии (189), А. не дает изложения логики, 1-й частью философии считая физику, которая делится на теологию и космологию (190–207) и антропологию (207–218). Теология включает учение о началах (боге, материи, идеях) и двух сущностях (οὐσίαι, substantiae vel essentiae): умопостигаемой и чувственной. В изложении космологии (строение мира из 4-х элементов, учение о душе мира, времени, небесных телах) А. в ос­новном следует «Тимею». В отличие от учения Альбина о роке = εἱμαρμένη А. различает провидение, или божественную мысль (sententia = λόγος?), правящую всем тем, что происходит естественно и потому правильно; рок (fatum), или божественный закон, в силу которого исполняется замысел бо­жий; и случай (fortuna); наряду с этим он оставляет место свободной воле (aliquid in nobis = τὸ ἐν ἡμῖν – 205–206). Подчеркивая трансценденстность первого бога (ultramundanus, exsuperantissimus), А. говорит также о «вторич­ном провидении» младших богов и служебной роли демонов. Трехчастное строение тела и души излагается в основном по «Тимею», но с учетом пе­рипатетического представления о трех «сущностях» тела. Этика, опреде­ляемая как знание средств достижения счастливой жизни (ср. Arist. E. N. I, 1097a34слл.), включает в себя классификацию благ, добродетелей, пороков, учение об обычном человеке и совершенном мудреце, о подражании богу и о государстве. В этике А. есть стоические (учение о первичной склонно­сти = οἰκείωσις – 222, о совершенном мудреце – 247–252) и перипатетиче­ские (идеальное государство – резальтат смешения монархии, олигархии и демократии – 260) моменты, отсутствующие у Альбина. О популярно­сти философских сочинений А. в лат. традиции свидетельствуют ссылки на него у Августина и Сервия.

Сочинения

  • Apulei Opera quae supersunt. Rec. R. Helm. T. 1–3. Lpz., 1907 (19725) (BT);
  • Apulei Platonici Madaurensis de philosophia libri. Rec. P. Thomas. Lpz., 1908, 19703;
  • Apulée. Opuscules philosophiques et fragments. Ed. J. Beaujeu. P., 1973;
  • Apuleius. De Philosophia libri tres. Ed. A. Moreschini. Lpz., 1992;
  • Apuleius of Madauros. The Isis-Book [=Metam. XI]. Ed. with an introd., transl. and comm. by J. Gwyn Griffi ths. Leiden, 1975;
  • Londey D., Johanson C. The logic of Apuleius (including a complete Latin text and Engl. transl. of the Peri hermene­ias). Leiden, 1987;
  • Apuleius. Rhetorical Works. Tr. by S. Harrison, J. Hilton, V. Hunink. Oxf., 2001;
  • рус. пер.: Апулей. Платон и его учение, в кн.: Учебники платоновской философии. Сост. Ю.А. Шичалин. М.; Томск, 1995;
  • Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды. О божестве Сократа. М., 1988.

Литература

  • Index Apuleianus. Ed. by W.A. Oldfather, H.V. Canter, B.E. Perry. Middletown, 1934 (repr. 1979);
  • Swahn J.-O. The Tale of Cupid and Psyche. Lund, 1955;
  • Moreschini Cl. Studi sul «De dogmate Platonis» di Apuleio. Fir., 1966;
  • Sullivan M.W. Apuleian Logic. The Nature, Sources and Infl uence of Apuleius’ Peri hermeneias. North Holland, 1967;
  • Thibau R. Les Métamorphoses d’Apulée et la théorie platonicienne de l’Éros, – StudPhilosGand 3, 1965, p. 89–144;
  • Regen F. Apuleius Philosophus Platonicus. Untersuchungen zur Apologie (De magia) und zu De mundo. B.; N. Y., 1971;
  • Dillon J. The Middle Platonists. L., 1977, 19962, p. 306–340;
  • Apuleio e il platonismo. Fir., 1978;
  • Aspects of Apuleius’ Golden Ass: A collection of original papers. Ed. by B.L. Hijmans, R.T. van der Paardt. Groningen, 1978;
  • Symposium Apuleianum Groninganum, 23–24 oct. 1980. Ed. by B.L. Hijmans, V. Schmidt. Groningen, 1982;
  • Brenk F.E. In the Light of the Moon. Demonology in the Early Imperial Period, – ANRW II, 16, 1, 1986, p. 2068–2145 (об А.: S. 2131–2135);
  • Gersch S. Middle Platonism and Neoplatonism. The Latin Tradition. T. I. Notre Dame (Ind.), 1986, p. 329–387;
  • Hijmans B.L. Apuleius, Philosophus Platonicus, – ANRW II, 36, 1, 1987, p. 395–475;
  • Flamand J.-M. Apulée de Madaure, – DPhA I, 1989, p. 298–317.

См. также лит. к ст. Средний платонизм.

Ю. А. ШИЧАЛИН