Библиографическое описание:
Афонасин Е.В. АЛЕКСАНДР ПОЛИГИСТОР // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 91-93.


АЛЕКСАНДР ПОЛИГИСТОРΑλέξανδρος ὁ Πολυΐστωρ) (род. 105 до н. э., Милет), римский историк, географ и эрудит, близкий к пифагорейской традиции. Иудей по происхождению, в Рим А. попал как военнопленный в 82 до н. э. после Митридатовой войны, но впоследствии обрел свободу и римское гражданство. Был преподавателем и весьма плодовитым писа­телем, за что получил прозвище «Полигистор», однако его наследие сохра­нилось очень фрагментарно (Мюллер выделяет 152 фрагмента). Античные авторы (Плиний Старший, Вергилий, Валерий Максим, Иосиф Флавий, Климент Александрийский, Евсевий Кесарийский и др.) приводят выдерж­ки из его исторических, экзегетических и географических произведений, в основном касающихся Ассирии, островов Средиземного моря, Иудеи и Мал. Азии.

Известно, что А. испытывал особый интерес к пифагореизму и написал трактат «О пифагорейских символах» (Περὶ Πυθαγορικῶν συμβόλων, цитаты см., напр., у Климента Александрийского, Strom. I 15, 70, 1), а также сво­его рода историю философии в жанре «преемств» (цитируется Диогеном Лаэртием, в частности, при изложении жизни и учения Сократа, Платона, Карнеада, Хрисиппа, Пиррона, Пифагора). В комментарии Калкидия к «Тимею» сохранился небольшой пифагорейский фрагмент, посвященный астрономии (In Tim. 72 = 140a FHistGr III). Работы А. послужили источни­ком для многих последующих авторов, в частности, для Публия Нигидия Фигула, основателя, согласно Цицерону, неопифагореизма.

Диоген Лаэртий (D. L. VIII 24–33), опираясь на не дошедший до нас трактат А. «Преемства [философов]», пересказывает некий неопифагорей­ский источник, который получил в литературе название Anonymus Alexandri. Здесь излагается доктрина порождения чувственного мира из геометриче­ских объектов, а последних – из математических. Началом всего является монада (единица), понимаемая как причина, которой подлежит неопреде­ленная двоица, понимаемая как вещество. Из двоицы происходят осталь­ные числа, из чисел – точки, из точек – линии, из линий – плоские фигуры, из которых – чувственно воспринимаемые тела, составленные из четырех первоэлементов. Нечто подобное говорит и Секст Эмпирик во 2-й книге «Против физиков» (Adv. math. X 248–84; ср. VII 94–109), существенно раз­вивая терминологию и уточняя, как именно числа порождаются из монады, взятой в аспектах тождественного и иного.

Эти два источника не могли быть написаны позже 80-х годов до н. э., и в них нет никаких свидетельств влияния Евдора Александрийского (1-я пол. 1 в. до н. э.), так что не исключено, что их доктрина представляет собой развитие воззрений платоников Спевсиппа и Ксенократа и напоми­нает ту, которая критикуется Аристотелем в «Метафизике» XIII, 7 (под­робнее см.: Dillon J. The Heirs of Plato. Oxf., 2003, p. 40сл., 90сл.). О по­рождении чувственного мира из умопостигаемых объектов говорится и в некоем пифагорейском источнике, пересказываемом Фотием (Phot. Cod. 249). Правда, здесь, так же как в пифагорейских псевдоэпиграфах – вро­де Псевдо-Архита у Стобея (Stob. I 41, 2 = p. 19 Thesleff) или Псевдо­Бронтина в комментарии на «Метафизику» Сириана (In Met. 166 Kroll [CAG VI, 1]) – монада возводится в ранг высшего принципа, из которого затем порождаются геометрические объекты. Однако эти объекты отлича­ются как от чисел, так и от геометрических трехмерных объектов, которые называются телами. Кроме того, в число порожденных начал не включает­ся душа и не отождествляется ни с геометрическими, ни с арифметически­ми числами. В этих текстах впервые предпринимается попытка преодолеть исходный пифагорейский дуализм, что, вероятно, послужило образцом для Евдора Александрийского.

Фрагменты

  • FHistGr III, p. 210–244;
  • FHistGr III A, p. 210–244;
  • FGrH III A, n° 273, p. 96–126; 248–313;
  • Thesleff H. An Introduction to the Pythagorean Writings of the Hellenistic Period. Abo, 1961, p. 26f, 109, 113 (о датировке Anonymus Alexandri 4–3 вв. до н. э.);
  • Idem. The Pythagorean Texts of the Hellenistic Period. Abo, 1951, p. 234–243 (изд. текстов).


Литература

  • Dillon J. The Middle Platonists. L., 19962, p. 117, 342–344 (рус. пер. СПб., 2002, с. 121–122, 327–329);
  • The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy. Ed. A. H. Armstrong. Camb., 1967, p. 87–89.


Е. В. АФОНАСИН