Библиографическое описание:
Солопова М.А. АЛЕКСАНДР ИЗ ДАМАСКА // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 90-91.


АЛЕКСАНДР ИЗ ДАМАСКА (’Αλέξανδρος ὁ Δαμασκηνός) (ок. 110/115 – 178/9 н.э.), глава перипатетической кафедры философии в Афинах, учреж­денной в 176 имп. Марком Аврелием. Единственным источником сведений о нем являются сочинения врача и философа Клавдия Галена, который харак­теризует Александра как «знатока Платона, но более расположенного к Аристотелю» (Praenot., t. 14, 627 Kühn). Из трактата Галена «О предварительной диагно­стике» известно, что в 163 Александр присутствовал в Риме на его лекции, которую организовал консул Флавий Боэт, ученик Александра. Вспоминая об этом через много лет, в соч. «Об анатомировании» (ок. 178) Гален говорит об А. как о главе перипатетической кафедры в Афинах, называя его «ныне заслуженным про­фессором перипатетической учености за казенный счет» (Anat. admin., t. 2, 218, 7–8 Kühn). Вероятно, ко времени своего назначения А. был уже пожи­лым человеком (ум. ок. 178/9).

А. принадлежал к интеллектуальной среде, в которой были смешаны философия, риторика, политическая софистика и медицинские теории (раз­рабатываемые в школах методистов и эмпириков), и сам представлял собой скорее тип философствующего ритора, чем философа. Его философская ученость выражалась в знании платонических, перипатетических и скеп­тических идей. Сведений о письменных сочинениях А. нет, упоминаний его имени у позднейших философов или комментаторов также. Из воспо­минаний Галена не ясен характер платонической составляющей в учении А., возможно, что его платонизм не был отличен от скептицизма, между тем как последний состоял в методическом сомнении, искусстве словопрения и установке на опровержение оппонента (Гален характеризует его обычный стиль поведения как «любовь к спорам», φιλονεικία). Софистика и скепсис были модными интеллектуальными установками во 2 в. (ср., напр., Фаворин из Арелаты).

Перед началом своей лекции с показательным анатомированием Гален объявил (Praenot., t. 14, 626–629 Kühn), что намерен продемонстрировать то, что видно при рассечении тела (τὰ ἐκ τῆς ἀνατομῆς φαινόμενα), а уважае­мый Александр, «наставник всех [присутствующих]», поможет ему сфор­мулировать выводы (συλλογίσασθαι τὰ περαινόμενα; предполагалось сделать вывод о причинной связи между расширением и сжатием грудной клетки и наличием или отсутствием голоса). А. немедленно адресовал Галену во­прос, следует ли «доверять чувственно данным явлениям» (Ibid., 628), од­нако Гален от спора ушел, заметив, что не ожидал встретить в аудитории «столь плоских скептиков» (ἀγροικοπυῤῥωνείοι).

Аудиторию на лекции Галена составляли видные политики и мод­ные римские интеллектуалы. Кроме консула Флавия Боэта были Луций Сергий Павел (будущий префект Рима), Клавдий Север, консул Веттулен Цивик Барбар, перипатетик Евдем, ученик Фаворина ритор Элий Деметрий Александрийский, ритор Адриан Тирский. Можно предположить, что боль­шинство из них слышали выступления А. (ср. выше «наставник всех»), в т. ч. сам Гален. Влиятельные знакомства, по всей видимости, и позволи­ли А. впоследствии занять перипатетическую кафедру в Афинах (Адриан Тирский, один из слушателей Галена, занял в Афинах кафедру риторики).

Высказывались предположения, что А. тождествен «Александру-плато­нику», о котором имп. Марк Аврелий упоминает в 1-й книге своих «Раз­мышлений» как о своем учителе в умении «не говорить никому часто и без нужды и в письмах не писать, что я-де занят, и не извинять себя вечно таким способом» (Marc Aur. I, 12, 1). Во всяком случае, именно благодаря Марку Аврелию А. оказался во главе аристотелевской кафедры в Афинах.

Не исключено, что, будучи главой кафедры в Афинах, Александр посвятил Аристотелю герму с дистихом: «Аристотелю, Никомахову сыну, знатоку премудрости многой, Александр посвятил» (греч. текст см.: Voutyras 1987), надпись датируется кон. 2 в. н.э. По мнению Э. Вутюра, автором посвяще­ния был скорее Александр из Дамаска, чем Александр Афродисийский.

В арабских источниках Александру из Дамаска ошибочно приписывали ав­торство нескольких трактатов против Галена, написанных Александром Афродисийским, возглавлявшим школу после него.

Литература

  • Todd R. B. Alexander of Aphrodisias on Stoic Physics. Leiden, 1976, p. 2–11;
  • Badawi A. La Transmission de la Philosophie Grecque au Monde Arabe. P., 1987, p. 109– 114;
  • Voutyras E. ̕Αριστοτέλης καὶ ̕Αλέξανδρος, – ΑΜΗΤΟΣ. Τιμητικὸς τόμος. Mélanges Andronikos. T. 1. Thess., 1987, p. 179–185;
  • Todd R. B. Peripatetic Epistemology before Alexander of Aphrodisias: the Case of Alexander of Damascus, – Eranos 93, 1995, p. 122– 128.

М. А. СОЛОПОВА