АРИСТОН КЕОССКИЙ (’Αρίστων ὁ Κεῖος) (2-я пол. 3 в. до н.э.), философ-перипатетик, глава Ликея после Ликона из Троады (ум. в 38 ол. = 227/6–225/4 до н. э.). Был родом из г. Юлида на о. Кеос. Поскольку сведения об А. Кеосском эллинистические авторы часто относили к стоику Аристону Хиосскому, и наоборот, представляет затруднение как установление биографических деталей, так и атрибуция его сочинений. Из 24 фрагментов А. (по изданию WEHRLI, Die Schule VI, S. 32–44), две трети содержат упоминание об «Аристоне», без дальнейших пояснений. Географ Страбон (Strab. X 5, 6 = fr. 11 Wehrli) сообщает, что А. был последователем Биона Борисфенита, что на самом деле следует отнести к стоику А. Хиосскому.
Философское наследие А., ставшего схолархом уже угасающего Перипата, составили историко-философские сочинения в жанре биографии и научно-популярные труды по этике. По-видимому, в некоторых из своих текстов А. уделил внимание полемике со стоиками. Цицерон (De fin. V, 5, 13 = fr. 10) отзывается об А. как «писателе изящном и изысканном», в котором, однако, не доставало «весомости» (gravitas) большого философа. Он также упоминает о «множестве» сочинений А., не приводя их названий (по Цицерону, авторитетом они не пользовались).
Диоген Лаэртий, приводя список из 14 сочинений стоика А. Хиосского, отмечает, что их автором Панетий и Сосикрат Родосский считали перипатетика А., за исключением писем (D.L. VII, 163). Некоторые упомянутые в списке А. Хиосского сочинения («Протрептик», «Беседы о любви»), возможно, действительно были сочинениями перипатетика А. (Tsekourakis 1980). Из других источников известно о его соч. «О старости» (Cic. Cato 1, 3 – впрочем, атрибуция дискуссионна, см. Ranocchia 2003), «О лести», «Записки о тщеславии», написанных в русле традиции «Характеров» Теофраста, а также о составленных им биографиях Гераклита, Сократа, Эпикура, схолархов Ликея: Ликона, Стратона из Лампсака, а также, вероятно, Теофраста и Аристотеля; в биографиях перипатетиков А. воспроизвел содержание их завещаний.
О том, что А. был автором и других произведений, свидетельствуют находки папирусных текстов эпикурейца Филодема из Гадары (соч. «О пороках», PHerc. 1008). Филодем цитирует и пересказывает содержание трактата А. «Об избавлении от высокомерия» (Περὶ τοῦ κουφίζειν ὑπερηφανίας). У А. речь идет о высокомерии тех, кому благоволила судьба (τύχη); он подразделяет порок высокомерия на несколько подвидов (самонадеянность, суровость, всезнайство, чванство, ирония, презрительность), и в качестве иллюстрации приводит образы известных философов, – иронией, в частности, отличалось поведение Сократа.
Фрагменты
Литература
М. А. СОЛОПОВА