Библиографическое описание:
Солопова М.А. АММОНИЙ УЧИТЕЛЬ ПЛУТАРХА // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 103-104.


АММОНИЙΑμμώνιος), учитель Плутарха из Херонеи (ок. 20 – ок. 80 н. э.), греческий философ, представитель среднеплатонической тради­ции. Единственный автор, помимо Плутарха упоминающий об А., – Евнапий из Сард, по словам которого А. был родом из Египта (Eun. V. Soph. II 1, 3 Giangrande). Школа А. была в Афинах, где в 66 н. э. его слушал Плутарх и где, по сообщению Евнапия, А. умер (Ibid. 1, 7). А. не был схолархом Академии, учил как частный преподаватель, однако старался, по-види­мому, следовать не только учению, но и школьным традициям Академии, напр., Плутарх в «Застольных беседах» показывает, как А. ставил вопро­сы «для упражнения и исследования» (Qu. conv. 645d5, ср. 737d3; 743e1; 745d3); изображает его беседующим с учениками во время совместных трапез (720с7) в «дни, посвященные Музам» (748d7); говорит о мнении А. по поводу важности математики для философии (De E ap. Delph. 391e7–8). Согласно Плутарху, А. принимал активное участие в общественно-полити­ческой жизни Афин, его трижды избирали стратегом (претором). Получив римское гражданство в 67, А. с тех пор носил имя М. Анний Аммоний, а его сын – М. Анней Трасилл.

Сочинения А. не сохранились, и нет сведений, записывал ли он свои рассуждения. Плутарх делает своего учителя А., чьи симпатии были на сто­роне платоно-пифагорейского синтеза в духе Евдора Александрийского, персонажем нескольких диалогов: «О букве E в Дельфах», «Об упадке ора­кулов», «Застольные беседы». Из т. н. каталога Ламприя известно также о книге П. «Аммоний, или О том, что неприятно иметь дело со злом» (ἢ περὶ τοῦ μὴ ἡδέως τῇ κακίᾳ συνεῖναι), в котором, вероятно, от лица А. велось глав­ное рассуждение.

По Евнапию, «Плутарх описал свою жизнь и жизнь своего учителя, рас­сеяв это описание по многим своим книгам», и если эти фрагменты «кто­нибудь соберет, тщательно исследует то, что в них написано и показано... то сможет узнать почти все о жизни этих людей» (Eun. V. Soph. II 1, 8). Не ясно, однако, в какой мере по текстам Плутарха можно реконструиро­вать само учение А. (здесь проблема аналогична той, которая встает при чтении сократических диалогов Платона и историческом Сократе). Во вся­ком случае, в диалоге «О букве Е в Дельфах» Плутарх говорит о беседе Аммония в Дельфах в храме Аполлона (во время визита в Афины имп. Нерона в 66–67) и его аллегорическом толковании имен божиих, а также изъяснении буквы E в смысле утверждения бытия божия «ты еси», с по­следующим рассуждением о бытии, боге и человеке, De E ap. Delph. 385b; 392а–394с), в «Застольных беседах» – фрагменты о числе Муз с замечанием в духе неопифагорейской арифмологии о значении числа девять; о смысле пляски и трех ее частях.

Литература

  • Jones C.P. The Teacher of Plutarch, – HSCP 71, 1967, p. 205–213;
  • Whitteker J. Ammonius on the Delphic E, – CQ 19, 1, 1969, p. 185–192;
  • Dillon J. The Middle Platonists. L., 1977 (rev. ed. 1996);
  • Donini P.L. Plutarco, Ammonio e l’Academia, – Brenk F.E., Gallo I. (edd.). Miscellanea Plutarchea. Ferrara, 1986, p. 97–110.

М. А. СОЛОПОВА