КАТАРЫ (от греч. καθαρός – чистый) – одна из крупнейших средневековых ересей в Западной Европе (гл.о. – в Италии, Провансе и Фландрии) в 11–13 вв. В Провансе катары назывались альбигойцами (по городу Альби). Учение их сложилось под опосредованным влиянием манихейства (через византийских павликиан и болгарских и далматинских богомилов) и отличалось дуализмом. Истинный Бог противопоставлялся князю тьмы, демиургу – творцу материального мира, отождествляемому с дьяволом. Катары подразделялись на ряд течений. Наиболее радикальные из них проповедовали крайний аскетизм, доходящий до полного отрицания половых отношений и осуждения деторождения как процесса умножения зла. Катары отрицали основные церковные таинства и резко критиковали католическую церковь за примирение с миром. В конце 12 в. катары фактически господствовали в Провансе. Крестовый поход, предпринятый против них в 1209 по инициативе папы Иннокентия III, положивший начало кровопролитным Альбигойским войнам (продолжались до 1229), и жестокие репрессии инквизиции привели к их исчезновению к концу 13 в.
Источники:
1. Livre (cathare) des deux principes, ed. С.Thouzelier. P., 1973 (Sources Chrétiennes, t. 198);
2. Rituel cathare, ed. С. Thouzelier. P., 1977 (Sources Chrétiennes, t. 236).
Литература:
1. Осокин H.A. История альбигойцев и их времени, т. 1–2. Казань, 1869–72;
2. Карсавин Л.П. Очерки религиозной жизни в Италии XII– XIII вв., СПб., 1912;
3. Солодовников В. Оболганные инквизицией. М., [1996];
4. Soederbeg H. La religion des cathares. Uppsala, 1949;
5. Borst A. Die Katharer. Stuttg., 1953;
6. Nelli R. Le phénomene cathare. Toulouse, 1964;
7. Idem. La philosophie de catharisme: Le dualisme radical au XIII-e siècle, P., 1975;
8. Thouzelier C. Catharisme et valdeisme en Languedoc à la fin du Xll-e au début du XIII-e siècle. P., 1969.
H.В.Шабуров