Неолейбницианство в России |
Институт философии Российской академии наук |
А.Ю. Бердникова |
НЕОЛЕЙБНИЦИАНСТВО В РОССИИ
|
Москва 2021 |
УДК ББК |
740.14 87.3 (2) Б48 |
|||
Утверждено к печати Ученым советом Института философии РАН Рецензенты: д. филос. н. И.И. Блауберг д. филос. н. В.Н. Белов |
||||
Б48 |
Бердникова А.Ю. Неолейбницианство в России [Текст] / А.Ю. Бердникова. Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2021. – 248 с.; 20 см. Библиогр.: с. 222–245. – Рез.: англ. – 500 экз. ISBN 978-5-9540-0358-1 В книге производится историко-философская реконструкция феномена русского неолейбницианства, определяются основные историко-теоретические предпосылки его возникновения в общем контексте диалога русской и западной философии XVIII–XX вв. В ходе исследования показываются особенности восприятия и критического переосмысления учения Лейбница в трех идейных центрах русского неолейбницианства – Юрьевской (Дерптской) школе, Московской философско-математической школе и Московском психологическом обществе. Предлагаемый автором анализ историографических аспектов эволюции русского неолейбницианства позволяет восстановить преемственные связи между представителями данного направления, продемонстрировать взаимовлияние их идей и учений между собой. Книга адресована философам, историкам философии, а также всем интересующимся вопросами рецепции идей западных мыслителей на русской почве.
УДК 740.14 ББК 87.3 (2) |
|
||
ISBN 978-5-9540-0358-1 |
© Бердникова А.Ю., 2021 © Институт философии РАН, 2021 |
|
|
Оглавление
Глава I. Предпосылки возникновения русского неолейбницианства15
1.2. «Монадология» как основной идейный источник
русского неолейбницианства19
1.3. Лейбнице-вольфианская традиция в России:
М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев25
1.4. Русское лейбницеведение в XVIII–XX вв. 33
Глава II. Г. Тейхмюллер и Юрьевская школа38
2.1. Истоки мировоззрения Г.А. Тейхмюллера:
Ф.А. Тренделенбург и Р.Г. Лотце39
2.2. Персонализм Г.А. Тейхмюллера48
2.2.1. Раннее творчество: Платон и Аристотель.50
2.2.2. Проективизм и перспективизм.52
2.2.3. «Метафизика четвертого мировоззрения».56
2.2.4. Философия религии, логика и психология.60
2.3. Критический индивидуализм Е.А. Боброва64
2.3.1. Эстетическая концепция Боброва
и критический индивидуализм.71
2.3.2. Бытие индивидуальное и бытие координальное.73
2.3.3. Ученики Е.А. Боброва: И.И. Ягодинский и Н.Н. Сретенский76
2.4. Другие члены Юрьевской (Дерптской) школы:
Я.Ф. Озе, В.Ф. Лютославский, В.С. Шилкарский82
Глава III. А.А. Козлов и С.А. Алексеев (Аскольдов)94
3.1. Панпсихизм А.А. Козлова94
3.2. Религиозно-философские искания С.А. Алексеева (Аскольдова)101
Глава IV. Иерархический персонализм Н.О. Лосского111
4.1. Раннее творчество Н.О. Лосского:
интуитивизм как альтернатива неокантианству111
4.2. Иерархический персонализм Лосского
и учение о субстанциальном деятеле.117
4.3. Развитие учения Лосского в эмиграции: этика, эстетика, теология121
4.4. Рецепция идей Н.О. Лосского в творчестве Д.В. Болдырева
и С.А. Левицкого124
Глава V. Н.В. Бугаев и Московская философско-математическая школа133
5.1. «Эволюционная монадология» Н.В. Бугаева134
5.2. Концепции других членов Московской
философско-математической школы142
5.3. «Эволюционная монадология» И.С. Продана152
5.4. Влияние идей Московской философско-математической школы
на раннее творчество П.А. Флоренского156
Глава VI. Спиритуализм Л.М. Лопатина
и Московское психологическое общество162
6.1. Творческая биография Л.М. Лопатина163
6.2. Система взглядов Лопатина168
6.3. Дискуссии Л.М. Лопатина и В.С. Соловьева177
Глава VII. Критическая монадология П.Е. Астафьева184
7.1. Основные вехи жизни и творчества П.Е. Астафьева184
7.2. Проблема внутреннего опыта и вопрос о свободе воли186
7.3. «Воля в знании и воля в вере»:
религиозная концепция П.Е. Астафьева188
7.4. Критическая монадология191
Глава VIII. Позднее русское неолейбницианство195
8.1. Лейбниц в русском символизме (на примере
эстетических исканий В.Я. Брюсова и Андрея Белого)196
Contents
Chapter 1. Prerequisites of Russian Neo-Leibnizianism15
1.1. Leibniz and Peter the Great15
1.2. “Monadology” as the main theoretical source
of Russian Neo-Leibnizianism19
1.3. Leibniz-Wolffian tradition in Russia:
M.V. Lomonosov and A.N. Radishchev25
1.4. Russian Leibniz studies in the 18–20 centuries.33
Chapter 2. G. Teichmüller and Yuriev school38
2.1. The origins of G. Teichmüller’s thought: F.A. Trendelenburg, R.G. Lotze39
2.2. G. Teichmüller’s personalism48
2.2.1. Early works: Plato and Aristotle.50
2.2.2. Projectivism and perspectivism.52
2.2.3. “Metaphysics of the fourth worldview”.56
2.2.4. Philosophy of religion, logic and psychology.60
2.3. E.A. Bobrov’s critical individualism64
2.3.1. Bobrov’s aesthetic concept and critical individualism.71
2.3.2. Individual and coordinated being.73
2.3.3. E.A. Bobrov’s followers: I.I. Yagodinsky and N.N. Sretensky76
2.4. Other members of the Yuriev (Dorpat) school:
J.F. Ohse, W.F. Lutoslavsky, V.S. Shilkarsky82
Chapter 3. A.A. Kozlov and S.A. Alekseev (Askoldov)94
3.1. A.A. Kozlov’s panpsychism94
3.2. S.A. Alekseev (Askoldov)’s religious and philosophical searches101
Chapter 4. N.O. Lossky’s hierarchical personalism111
4.1. The early work of N.O. Lossky:
intuitionism as an alternative to neo-Kantianism111
4.2. Lossky’s hierarchical personalism
and the doctrine of the substantial agent.117
4.3. Development of Lossky’s teachings in emigration:
ethics, aesthetics, theology121
4.4. Reception of N.O. Lossky’s ideas in the works of D.V. Boldyrev
and S.A. Levitsky124
Chapter 5. N.V. Bugaev and the Moscow philosophical-mathematical school133
5.1. N.V. Bugaev’s “Evolutionary monadology”134
5.2. Other members of the Moscow philosophical-mathematical school142
5.3. I.S. Prodan’s “Evolutionary monadology”152
5.4. The influence of the Moscow philosophical-mathematical school
on the early work of P.A. Florensky156
Chapter 6. L.M. Lopatin’s spiritualism and the Moscow Psychological Society162
6.1. L.M. Lopatin’s biography163
6.2. Lopatin’s philosophical system168
6.3. Discussions of L.M. Lopatin and V.S. Solovyov177
Chapter 7. P.E. Astafiev’s critical monadology184
7.1. Main milestones in the P.E. Astafiev’s life and work184
7.2. The problem of inner experience and the question of free will186
7.3. “Will in knowledge and will in faith”: P.E. Astafiev’s religious concept188
Chapter 8. Late Russian Neo-Leibnizianism195
8.1. Leibniz in Russian Symbolism (on the example
of the aesthetic searches of V. Bryusov and Andrei Bely)196
![]() |
1 Введение |
|
![]() |
2 Глава I Предпосылки возникновениярусского неолейбницианства |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
6 Глава V Н.В. Бугаев и Московскаяфилософско-математическая школа |
|
![]() |
7 Глава VI Спиритуализм Л.М. Лопатинаи Московское психологическое общество |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
10 Заключение |
|
![]() |
11 Библиография |
|