Неолейбницианство в России


ББК 87.3 (2)
УДК 740.14
Авторский знак Б48
Автор Бердникова Александра Юрьевна
Заглавие Неолейбницианство в России
Гриф Рос. акад. наук, Ин-т философии
Рецензирование д. филос. н. И.И. Блауберг, д. филос. н. В.Н. Белов
Город Москва
Издательство ИФ РАН
Год 2021
Объем 248
ISBN 978-5-9540-0358-1
Аннотация В книге производится историко-философская реконструкция феномена русского неолейбницианства, определяются основные историко-теоретиче­ские предпосылки его возникновения в общем контексте диалога русской и западной философии XVIII–XX вв. В ходе исследования показываются особенности восприятия и критического переосмысления учения Лейбница в трех идейных центрах русского неолейбницианства – Юрьевской (Дерпт­ской) школе, Московской философско-математической школе и Московском психологическом обществе. Предлагаемый автором анализ историографи­ческих аспектов эволюции русского неолейбницианства позволяет восста­новить преемственные связи между представителями данного направления, продемонстрировать взаимовлияние их идей и учений между собой. Книга адресована философам, историкам философии, а также всем интересую­щимся вопросами рецепции идей западных мыслителей на русской почве.

Институт философии

Российской академии наук

А.Ю. Бердникова

НЕОЛЕЙБНИЦИАНСТВО В РОССИИ

 

Москва

2021

 

УДК

ББК

740.14

87.3 (2)

Б48

Утверждено к печати Ученым советом

Института философии РАН

Рецензенты:

д. филос. н. И.И. Блауберг

д. филос. н. В.Н. Белов

Б48

Бердникова А.Ю.

Неолейбницианство в России [Текст] / А.Ю. Бердникова. Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2021. – 248 с.; 20 см. Библиогр.: с. 222–245. – Рез.: англ. – 500 экз.

ISBN 978-5-9540-0358-1

В книге производится историко-философская реконструкция феномена русского неолейбницианства, определяются основные историко-теоретиче­ские предпосылки его возникновения в общем контексте диалога русской и западной философии XVIIIXX вв. В ходе исследования показываются особенности восприятия и критического переосмысления учения Лейбница в трех идейных центрах русского неолейбницианства – Юрьевской (Дерпт­ской) школе, Московской философско-математической школе и Московском психологическом обществе. Предлагаемый автором анализ историографи­ческих аспектов эволюции русского неолейбницианства позволяет восста­новить преемственные связи между представителями данного направления, продемонстрировать взаимовлияние их идей и учений между собой. Книга адресована философам, историкам философии, а также всем интересую­щимся вопросами рецепции идей западных мыслителей на русской почве.

 

УДК 740.14

ББК 87.3 (2)

 

ISBN 978-5-9540-0358-1

© Бердникова А.Ю., 2021

© Институт философии РАН, 2021

 

 

Оглавление

Введение7

Глава I. Предпосылки возникновения русского неолейбницианства15

1.1. Лейбниц и Петр Первый15

1.2. «Монадология» как основной идейный источник
русского неолейбницианства19

1.3. Лейбнице-вольфианская традиция в России:
М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев
25

1.4. Русское лейбницеведение в XVIII–XX вв. 33

Глава II. Г. Тейхмюллер и Юрьевская школа38

2.1. Истоки мировоззрения Г.А. Тейхмюллера:
Ф.А. Тренделенбург и Р.Г. Лотце
39

2.2. Персонализм Г.А. Тейхмюллера48

2.2.1. Раннее творчество: Платон и Аристотель.50

2.2.2. Проективизм и перспективизм.52

2.2.3. «Метафизика четвертого мировоззрения».56

2.2.4. Философия религии, логика и психология.60

2.3. Критический индивидуализм Е.А. Боброва64

2.3.1. Эстетическая концепция Боброва
и критический индивидуализм.
71

2.3.2. Бытие индивидуальное и бытие координальное.73

2.3.3. Ученики Е.А. Боброва: И.И. Ягодинский и Н.Н. Сретенский76

2.4. Другие члены Юрьевской (Дерптской) школы:
Я.Ф. Озе, В.Ф. Лютославский, В.С. Шилкарский
82

Глава III. А.А. Козлов и С.А. Алексеев (Аскольдов)94

3.1. Панпсихизм А.А. Козлова94

3.2. Религиозно-философские искания С.А. Алексеева (Аскольдова)101

Глава IV. Иерархический персонализм Н.О. Лосского111

4.1. Раннее творчество Н.О. Лосского:
интуитивизм как альтернатива неокантианству
111

4.2. Иерархический персонализм Лосского
и учение о субстанциальном деятеле.
117

4.3. Развитие учения Лосского в эмиграции: этика, эстетика, теология121

4.4. Рецепция идей Н.О. Лосского в творчестве Д.В. Болдырева
и С.А. Левицкого
124

Глава V. Н.В. Бугаев и Московская философско-математическая школа133

5.1. «Эволюционная монадология» Н.В. Бугаева134

5.2. Концепции других членов Московской
философско-математической школы
142

5.3. «Эволюционная монадология» И.С. Продана152

5.4. Влияние идей Московской философско-математической школы
на раннее творчество П.А. Флоренского
156

Глава VI. Спиритуализм Л.М. Лопатина
и Московское психологическое общество
162

6.1. Творческая биография Л.М. Лопатина163

6.2. Система взглядов Лопатина168

6.3. Дискуссии Л.М. Лопатина и В.С. Соловьева177

Глава VII. Критическая монадология П.Е. Астафьева184

7.1. Основные вехи жизни и творчества П.Е. Астафьева184

7.2. Проблема внутреннего опыта и вопрос о свободе воли186

7.3. «Воля в знании и воля в вере»:
религиозная концепция П.Е. Астафьева
188

7.4. Критическая монадология191

Глава VIII. Позднее русское неолейбницианство195

8.1. Лейбниц в русском символизме (на примере
эстетических исканий В.Я. Брюсова и Андрея Белого)
196

8.2. Неолейбницианство и морфология В.Н. Ильина210

Заключение218

Библиография222

Contents

Introduction7

Chapter 1. Prerequisites of Russian Neo-Leibnizianism15

1.1. Leibniz and Peter the Great15

1.2. “Monadology” as the main theoretical source
of Russian Neo-Leibnizianism
19

1.3. Leibniz-Wolffian tradition in Russia:
M.V. Lomonosov and A.N. Radishchev
25

1.4. Russian Leibniz studies in the 1820 centuries.33

Chapter 2. G. Teichmüller and Yuriev school38

2.1. The origins of G. Teichmüllers thought: F.A. Trendelenburg, R.G. Lotze39

2.2. G. Teichmüller’s personalism48

2.2.1. Early works: Plato and Aristotle.50

2.2.2. Projectivism and perspectivism.52

2.2.3. “Metaphysics of the fourth worldview”.56

2.2.4. Philosophy of religion, logic and psychology.60

2.3. E.A. Bobrovs critical individualism64

2.3.1. Bobrovs aesthetic concept and critical individualism.71

2.3.2. Individual and coordinated being.73

2.3.3. E.A. Bobrovs followers: I.I. Yagodinsky and N.N. Sretensky76

2.4. Other members of the Yuriev (Dorpat) school:
J.F. Ohse, W.F. Lutoslavsky, V.S. Shilkarsky
82

Chapter 3. A.A. Kozlov and S.A. Alekseev (Askoldov)94

3.1. A.A. Kozlovs panpsychism94

3.2. S.A. Alekseev (Askoldov)s religious and philosophical searches101

Chapter 4. N.O. Losskys hierarchical personalism111

4.1. The early work of N.O. Lossky:
intuitionism as an alternative to neo-Kantianism
111

4.2. Losskys hierarchical personalism
and the doctrine of the substantial agent
.117

4.3. Development of Losskys teachings in emigration:
ethics, aesthetics, theology
121

4.4. Reception of N.O. Losskys ideas in the works of D.V. Boldyrev
and S.A. Levitsky
124

Chapter 5. N.V. Bugaev and the Moscow philosophical-mathematical school133

5.1. N.V. Bugaevs “Evolutionary monadology”134

5.2. Other members of the Moscow philosophical-mathematical school142

5.3. I.S. Prodan’s “Evolutionary monadology”152

5.4. The influence of the Moscow philosophical-mathematical school
on the early work of P.A. Florensky
156

1 Введение

2 Глава I Предпосылки возникновениярусского неолейбницианства

3 Глава II Г. Тейхмюллер и Юрьевская школа

4 Глава III А.А. Козлов и С.А. Алексеев (Аскольдов)

5 Глава IV Иерархический персонализмН.О. Лосского

6 Глава V Н.В. Бугаев и Московскаяфилософско-математическая школа

7 Глава VI Спиритуализм Л.М. Лопатинаи Московское психологическое общество

8 Глава VII Критическая монадологияП.Е. Астафьева

9 Глава VIII Позднее русскоенеолейбницианство

10 Заключение

11 Библиография