Библиографическое описание:
Сокольская М.М. ЦИЦЕРОН // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 792-795.


 

ЦИЦЕРОН (Cicero) Марк Туллий (106–43 до н.э.), римский государст­венный деятель, оратор и писатель, впервые сделавший латинский язык полноправным средством выражения философских идей. Не будучи ори­гинальным мыслителем, основателем философской школы или создателем собственной философской системы, Ц. стремился к тому, чтобы создать на родном языке философскую прозу, способную ввести римскую читаю­щую публику в курс последних достижений греческой философской мыс­ли, дать материал для серьезного чтения и самообразования. В 19–20 вв. Ц. интересовал историков философии в основном как источник сведений о послеаристотелевской философии, огромное большинство текстов кото­рой было утрачено. Ц. долгие годы занимался под руководством последне­го схоларха Афинской Академии Филона из Ларисы, слушал его ученика, а затем философского противника Антиоха Аскалонского, посещал лекции современных ему стоиков и эпикурейцев. Ему были хорошо знакомы уче­ния корифеев Средней Стои – Панетия и Посидония, он читал и исполь­зовал как образцы диалоги Аристотеля, сочинения Крантора и Клитомаха, Зенона и Хрисиппа. При этом, однако, он не был вульгарным компилято­ром. Многочисленные попытки разрезать его тексты на куски, представ­ляющие собой буквальные переводы из того или иного греческого автора, попытки «восстановления» таким образом гипотетических греческих трак­татов оказывались в большинстве своем неубедительными. Чужие мысли, и даже дословные заимствования, полностью интегрированы у Ц. в собст­венный контекст; он может многое сообщить нам о современной ему фило­софии, но лишь при условии внимательного отношения к общему замыслу каждого сочинения, к смыслу целого, воссоздаваемого им из разнородного чужого материала.

Ц. начал свою литературную деятельность с сочинений, обозначаемых обычно как «риторические» (относящиеся к теории красноречия). Однако уже юношеское сочинение «О нахождении» (De inventione) и написанный в 55 до н.э. большой диалог «Об ораторе» (De oratore) посвящены не только техническим вопросам риторики. Цицерон считает нужным принять уча­стие в древнем споре риторики и философии, где соперничающие стороны были представлены еще Исократом и Платоном. Нужно ли быть философом, т. е. выработать и последовательно применять общие принципы, к которым может быть возведен каждый конкретный случай, чтобы быть хорошим за­щитником в суде, хорошим советчиком в Сенате, хорошим оратором перед Народным собранием – в общем, полезным деятелем в государстве? И что такое, в сущности, государство? Эмпирическая данность, сложившаяся ис­торически под влиянием разнородных и случайных обстоятельств и управ­ляемая случаем и произволом, или форма проявления общих и незыблемых принципов права и справедливости, при нарушении которых наличная ре­альность может называться государством лишь «омонимически», как ска­зал бы Аристотель? В сочинениях кон. 50-х «О государстве» (De Republica) и «О Законах» (De legibus), сохранившихся не полностью, он рассужда­ет именно «о наилучшем государстве и наилучшем гражданине». Следуя за Полибием, за век до него осмыслившим впечатляющий римский государ­ственный опыт в категориях греческой политической мысли, и Панетием, Цицерон видит в Римской республике времен ее расцвета ту «смешанную политию», в которой свободное волеизъявление народа и его подлинное участие в государственных делах оптимально сочетаются с необходимым руководством со стороны разумнейших и достойнейших. Тем самым из­бегаются недостатки, присущие основным выделявшимся греками типам государственного устройства: монархии, аристократии и демократии; ведь они «неустойчивы», ибо все время угрожают выродиться соответственно в тиранию, олигархию и охлократию соответственно.

Расцвет литературной деятельности Ц. приходится на время владычест­ва Цезаря (46–44 до н.э.). В этот недолгий промежуток, на который пада­ет, кроме других общественных и семейных потрясений, внезапная смерть его любимой дочери Туллии, и была осуществлена впечатляющая программа философского просвещения. Ц. начинает с вопроса, находившегося в центре тогдашних философских дискуссий – вопроса о природе и статусе знания, часто формулировавшегося как вопрос о «критерии истины»: существуют ли в нашем восприятии либо мышлении какие-либо признаки, гарантирую­щие достоверность конкретного акта познания? Может ли знание о чем бы то ни было быть окончательным? В соответствии с учением Новой Академии, последователем которой Ц. себя всегда признавал, и в противоположность стоикам он отвечает на этот вопрос отрицательно. Однако этот т. наз. скеп­тицизм не означает отказа от познавательной деятельности. Филон разраба­тывал категорию «убедительного» или «правдоподобного» как ориентира не только в повседневной жизни (как применяли ее его предшественники), но и в научном познании. Посвященное этим вопросам соч. «Учение ака­демиков» сохранилось не полностью; в дошедшем до нас виде текст рас­падается на две части, первую в современных изданиях принято называть Academica Posteriora, вторую, сохранившуюся целиком, – Academica Priora (или Lucullus, соответствует второй авторской редакции «Учения академи­ков»).

В работе «О пределах добра и зла» (De fi nibus bonorum et malorum), по­священной теоретическому обоснованию этики, Цицерон последовательно опровергает учения основных школ о высшем благе (эпикурейской об удо­вольствии как высшем благе и стоической – о добродетели), оставаясь при скептическом воззрении, что окончательное теоретическое обоснование высшего блага невозможно. Однако в области практической морали оп­ределяющим для Ц. является понятие природы: «кто следует природе, тот не ошибается». Это, как и толкование понятий добродетели и долга, сбли­жает его как моралиста со стоиками, что особенно видно в его последнем сочинении «Об обязанностях» (De offi ciis). Но признание стоической мора­ли не примиряет его со стоической верой в традиционных богов, с их фата­лизмом и связанной с этим верой в ведовство. Трактаты «О природе богов» (De natura deorum), «О ведовстве» (De divinatione) и «О судьбе» (De fato) посвящены язвительному и остроумному разоблачению суеверий и обосно­ванию чисто философской религии, а также человеческой ответственности за свои поступки.

Наиболее совершенными с литературной точки зрения являются «Туску­ланские беседы» (Tusculanae disputationes) в 5 кн. (темы книг: О презрении к смерти; О преодолении боли; Об утешении в горе; О страстях; О само­довлеющей добродетели) и два небольших трактата, «Катон Старший, или О старости» (Cato Maior de senectute) и «Лелий, или О дружбе» (Laelius de amicitia), говорящие о том, как истинная философия, т. е. стремление к мудрости и нравственному совершенствованию, обогащает основу повсе­дневного существования – дружбу – и смягчает и наполняет смыслом не­избежные тяготы всякой жизни: старость, боль, смерть близких и ожида­ние собственной. До нас не дошли его «протрептический» («обращающий к философии») трактат «Гортензий» (знаменитый благодаря высокой оценке со стороны бл. Августина в «Исповеди», Aug. Conf. III, 4) и «Утешение», обращенное к самому себе в связи со смертью дочери Туллии; в то время как традиционно с утешением обращался философ к обычному человеку, не философу, с призывом философски относиться к утрате (с подобающи­ми рассуждениями о бренности жизни и примерами мужества в горе), Ц. впервые в истории жанра совместил в одном лице поучающего философа и страдающего «профана».

Влияние. Во все эпохи, от Античности до эпохи Просвещения, Ц. ос­тавался видным представителем гуманизма – само это слово восходит к его излюбленному понятию humanitas. Если он и не предлагал новых философ­ских идей, однако произвел весьма последовательный и решительный вы­бор среди тех, что имелись в его время, и этот выбор оказал существенное влияние на развитие западной философии. Скептицизм был востребован с началом распространения христианства, поскольку служил на этом этапе подтверждению немощности предоставленного самому себе человеческого разума и необходимости откровения. Критика традиционных богов и суеве­рий, поскольку это были языческие боги и суеверия, также нашла широкое применение, а возвышенность предлагаемых Ц. моральных правил застав­ляла предполагать, что он был каким-то образом знаком хотя бы с Ветхим Заветом. Однако уже бл. Августин уловил несовместимость основ «при­родной» этики Ц. с христианскими понятиями падшей природы и необхо­димости благодати для спасения и обрушился на цицеронианство в лице Пелагия.

Сочинения

  • Cicero in 28 vol. Camb., 1981–89 (LCL);
  • почти все философские трактаты с па­раллельным франц. пер., вступит. статьями и комм. см. в изд «Les belles lettres»;
  • изд. текста с критич. аппаратом см. в Bibliotheca Teubneriana;
  • в рус. пер. – Диалоги. М., 19942 («О государстве», «О законах»);
  • Марк Туллий Цицерон. Тускуланские бе­седы. Пер. М.Л. Гаспарова, – Избранные сочинения. М., 1975, с. 439–448;
  • Цицерон. Философские трактаты. Пер. М.И. Рижского. М., 1985 («О природе богов», «О дивина­ции», «О судьбе»);
  • Марк Туллий Цицерон. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. Пер. Н.А. Федорова, комм. Б.М. Никольского. М., 2000;
  • Цицерон. Учение академиков. Пер. Н.А. Федорова. М., 2004;
  • Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. М., 1966;
  • Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972 (19942);
  • Цицерон. Катон Старший, или О старости. Пер. В. Горенштейна, – Избранные соч. М, 1975, с. 358–385;
  • Лелий, или О дружбе. Пер. Г. Кнабе, – Там же, с. 386–416.

Литература

  • Philippson R. M. Tullius Cicero, – RE 7A, 1, 1939, col. 1104–1192;
  • Hirzel R. Untersuchungen zu philosophischen Schriften Ciceros. Bd. I–III. Lpz., 1877;
  • Zielinski Th. Cicero im Wandel der Jahrhunderte V. Lpz., 1914 (1973); Hunt H. The humanism of Cicero. Melbourne, 1954;
  • Fortenbaugh W.W., Steitmetz P. (ed.). Cicero’s Knowledge of the Peripatos. N. Bruns., 1989;
  • Assent and Argument: Studies in Cicero’s Academic Books. Proceedings of the VIIth Symposium Hellenisticum (Utrecht, August 21–25, 1995). Ed. by B. Inwood and J. Mansfeld. Leiden, 1997;
  • Powell J.G.F. (ed.). Cicero the Philosopher: Twelve Papers Edited and Introduced. Oxf., 1995;
  • Покровский М.М. Лекции по Цицерону. М., 1914;
  • Буасье Г. Цицерон и его друзья. М., 1914;
  • Грималь П. Цицерон. М., 1996;
  • Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1972;
  • Гринцер Н.П. Римский профиль греческой философии, вступ. ст. к кн.: Цицерон. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. Пер. Н.А. Федорова, комм. Б.М. Никольского. М., 2000, с. 9–38;
  • Сокольская М.М. Бесконечное приближение к ис­тине, – Цицерон. Учение академиков. Пер. Н.А Федорова. М., 2004, с. 4–48.

М. М. СОКОЛЬСКАЯ