Библиографическое описание:
Жмудь Л.Я. АРХИТ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 188-190.


АРХИТΑρχύτας) из Тарента (ок. 435 – после 360 до н. э.), последний значительный представитель древнего пифагореизма. А. был редким при­мером выдающегося математика и оригинального мыслителя, достигшего успехов в управлении государством. Семь раз подряд он избирался страте­гом Тарента, в ту пору одного из сильнейших полисов Греции; в должности стратега-автократора он возглавлял союз греческих городов Италии. В ходе военных походов (в основном против местных племен италиков) он не знал ни одного поражения (DK47 А 1–2).

Подлинные труды А. – «О математических науках» (Περὶ μαθημάτων), «Беседы» (Διατριβαί) и «Гармоника» (̔Αρμονικός) – сохранились лишь в не­скольких фрагментах (В 1–4). Большинство носящих его имя сочинений от­носится к пифагорейским псевдоэпиграфам, в которых А., судя по числу под­дельных трактатов (45 наименований), был популярнее самого Пифагора.

А. плодотворно занимался всеми науками пифагорейского квадривиу­ма (арифметика, геометрия, гармоника и астрономия), которые считал род­ственными (В 1). Он первым решил знаменитую проблему удвоения куба, поставленную Гиппократом Хиосским (А 14), найдя две средние пропор­циональные между двумя заданными величинами (a : x = x: y = y : 2a, от­сюда x3 = 2a3). Введя в геометрию принцип движения, способствовал становлению кинематической теории движения небесных тел, которую вы­двинул его ученик Евдокс Книдский. Полагают, что ему принадлежит вось­мая (арифметическая) книга «Начал» Евклида. Арифметика А. была тесно связана с гармоникой: доказав, что между числами, находящимися в от­ношении (n 1) : n, невозможно найти среднее пропорциональное (А 19), он продемонстрировал, что основные гармонические интервалы, напр., ок­тава (2 : 1), квинта (3 : 2), кварта (4 : 3), а также целый тон (9 : 8), не мо­гут быть разделены пополам. Эти и другие исследования А. (А 16–17, В 2) завершили пифагорейскую гармонику, развитую впоследствии Евклидом. Его изыскания в акустике сочетали математику с эмпирическими наблю­дениями и опытами, хотя и не всегда вели к верным результатам: вслед за Гиппасом он, видимо, считал, что высокие звуки движутся быстрее, чем низкие (В 1). В астрономии, вопреки канонической впоследствии схеме, А. выступал за бесконечность космоса: «Окажись я на краю Вселенной, т. е. на сфере неподвижных звезд, мог бы я вытянуть вовне руку или палку или нет?» (А 24) Будучи основателем механики и, вероятно, оптики, он поста­вил их на прочную математическую основу. «Механические проблемы» Аристотеля опираются на исследования Архита, к его кругу принадлежал изобретатель первой катапульты (гастрафета) Зопир из Тарента. Интересно, что А. находил время и на изобретение детских игрушек (А 10).

Хотя сведения о философии А. скудны, видно, что он оставил след во многих ее разделах. В этике он выступал против гедонизма и за подчи­нение чувств разуму (традиционно пифагорейские мотивы), сам служа об­разцом самообладания и гуманного отношения к слугам (А 7–9). В физике он развивал характерный для пифагореизма математический подход: всякое движение происходит в соответствии с пропорцией (ἀναλογία). В «природ­ном», круговом движении – это «пропорция равенства», ибо «оно единст­венное возвращается к самому себе» (А 23а); пример – круговращение не­бесных тел. Причиной механического движения является «неравное» (А 23), напр., неравные плечи рычага. Вслед за Филолаем А. занимался философ­ским анализом математики, особенно ее познавательных возможностей (B 1, 3, 4). Он учил, что арифметика способствует согласию в обществе и даже улучшает нравственность: благодаря ей возможен честный счет и основан­ные на нем справедливые отношения, она препятствует обману и изобличает неправедных (B 3).

Первая поездка Платона в Италию (388) положила начало его дол­гому знакомству с А. В 361 благодаря А., выславшему за ним корабль, Платону удалось вернуться из поездки в Сиракузы, где его удерживал тиран Дионисий Младший. Будучи важным источником знаний Платона о пифа­гореизме, А. стимулировал и многие общие его идеи: о правителе-филосо­фе, о благотворном влиянии математики на душу, о математических науках как преддверии диалектики и др. Математика, в которой А. был главным экспертом в своем поколении, служила образцом для теории идей Платона и логики Аристотеля. Последний посвятил философии Архита два специ­альных труда (А 13), а перипатетик Аристоксен, отец которого был близок к А., – одну из первых биографий.

Источники

  • DK I, 421–439;
  • ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты, с. 447–459.
  • Псевдоэпиграфы: Thesleff H. (ed.). The Pythagorean Texts of the Hellenistic Period. Äbo, 1965;
  • Szlezak T. (hrsg.). Pseudo- Archytas über die Kategorien. B., 1972.

Литература

  • Krafft F. Dynamische und statische Betrachtungsweise in der antiken Mechanik. Wiesb., 1970, 149ff.;
  • Waerden B.L. van der. Die Pythagoreer. Z., 1979;
  • Mathieu B. Archytas de Tarente: pythagoriciene et ami de Platon, – BAGB, 1987, p. 239–255;
  • Lloyd G. E. R. Plato and Archytas in the Seventh Letter, – Phronesis 35, 1990, p. 159–173;
  • Burnyeat M. Archytas and Optics, – Science in Context 18, 2005, p. 35–53;
  • Huffman C.A. Archytas of Tarentum: Pythagorean, Philosopher and Mathematician King. Camb. (Mass.), 2005;
  • Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994.

См. также лит. к ст. Пифагореизм.

Л. Я. ЖМУДЬ