Библиографическое описание:
Солопова М.А. АНАХАРСИС // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 125-126.


АНАХАРСИСΑνάχαρσις) (нач. 6 в. до н. э.), легендарный странствую­щий мудрец, родом из Скифии, изображавшийся собеседником Солона. Некоторые неканонические списки Семи мудрецов включали в число семи и А. (D. L. I 41; ср. Stob. III 1, 200. 11). Наиболее ранний источник сведений об А. – историк Геродот (Hdt. IV 76–77).

Согласно Диогену Лаэртию (D. L. I 101–105), который в своем изложе­нии опирается на Сосикрата (FHistGr IV 502) и Гермиппа (FHistGr III 40), А. был по матери грек, по отцу скиф, поэтому владел двумя языками; отцом А. был Гнур, брат скифского царя Кадовида. В Афины А. прибыл в 47 ол. (ок. 590) при архонте Эвкрате, познакомился и подружился с Солоном (D. L. I 102). Был известен рядом изречений, составленных по традиционной схе­ме вопрос – ответ: «Что благо и что зло для человека?» – «Язык»; «Агора – место, где друг друга обманывают и обижают»; «Кого больше, живых или мертвых?» – «А кем считать по морю плывущих?». Секст Эмпирик всерьез упоминает А. в числе «догматических философов», отрицавших критерий истины (после Ксенофана и Ксениада), Sext. Adv. math. VII 48.

А. – показательный для греческой историко-культурной теории «заимст­вования мудрости» пример восточного (варварского) мудреца. Основанием для почтительного отношения к скифам было мнение о древности скифской цивилизации, современной Гомеру. У истоков идеализации скифов стоял историк Эфор, согласно которому Скифия была окраиной Европы, а неко­торые населявшие ее народы греки могли бы брать за образец справедли­вости, в частности, «Анахарсис и Абарис и некоторые другие пользовались у греков большим уважением, так как обнаруживали присущие своему на­роду скромность, простоту и справедливость» (Strab. VII 3, 8). Эфор припи­сывал А. изобретение таких полезных вещей, как двустороннего якоря, куз­нечных мехов и гончарного круга (известного, однако, и Гомеру, Il. XXIV, 600), обозначая переход А. в разряд «культурных героев»; ср. Платон, Resp. X, 600a: «рассказывают ли о каких-либо замысловатых изобретениях (в ис­кусствах или других видах деятельности)... как передают о милетце Фалесе и о скифе Анахарсисе?».

Известны фиктивные «Письма Анахарсиса» (к Солону, афинянам, царю Крезу и др.), возникшие в близких к киникам кругах и датируемые 3 в. до н. э., подробнее см.: Reuters F. H. De Anacharsidis epistulis. Bonn, 1957. Представленная в них от имени А. критика обычаев афинян и их пренебре­жения к варварам находилась в русле кинической «переоценки ценностей» как варианта самокритики культуры. Обработку инициированного киника­ми культурологического мифа о варварской мудрости А. можно проследить, в частности, на образцах позднеэллинистической философской прозы, см. диалог Лукиана «Анахарсис, или Об упражнении тела», биографию Солона у Плутарха Херонейского (Plut. Solon 5), фиктивных «Письмах Аполлония Тианского» (см.: Apollon. Epist. 61 Kayser: «Скиф Анахарсис был мудре­цом, – и если он скиф, и потому что скиф»).

Литература

  • Mac. Armstrong A. Anacharsis the Scythian, – Gr&Ro 17, n. 49, 1948, p. 18–23;
  • Kindstrand J. F. Anacharsis: The Legend and the Apophthegmata. Uppsala, 1981;
  • Martin R. P. The Skythian Accent: Anacharsis and the Cynics, – The Cynics. The Cynic Movement in Antiquity and Its Legacy. Ed. R. Bracht Branham, M.-O. Goulet-Caze. Berk.; L. Ang.; L., 1996, p. 136–155;
  • Тахтаджян С. А. Идеализация скифов: Эфор и предшествующая ему традиция, – Проблемы античного антиковедения. Под. ред. Э. Д. Фролова. М.; Л., 1986, с. 63–68.

Псевдо-Анахарсис

  • Rueters F. H. Briefe des Anacharsis. B., 1963,
  • рус. пер.: [Анахарсис]. Письма, – Антология кинизма. Изд. подг. И. М. Нахов. М., 1978.

М. А. СОЛОПОВА