Библиографическое описание:
Шичалин Ю.А. ИПОСТАСЬ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 400.


ИПОСТАСЬ (от греч. ὑπόστασις – основание, сущность), термин античной философии; впервые введен стоиком Посидонием (1 в. до н.э.) в значении еди­ничного реального бытия, в отличие от «кажущегося» (ἔμφασις) и «мыслимо­го» (ἐπίνοια). Ранние стоики (Хрисипп) использовали лишь соответствующие глагольные формы для обозначения процесса, в котором бескачественная ма­терия осуществляется («гипостазируется») во множестве эмпирических ве­щей. Перипатетической традицией термин «ипостась» был усвоен в качестве синонима «первой сущности» «Категорий». В неоплатонизме (Порфирий) все ипостаси делятся на «совершенные» («начальные ипостаси», объективи­рующиеся в процессе эманации из Единого) и «несовершенные» (множест­венность единичных вещей).

В патристику термин «ипостась» вошел в значении «первой сущности» Аристотелевых «Категорий». В тринитарных спорах 4 в. при истолкова­нии формулы «одна сущность божества и три неслиянных и нераздельных единосущных ипостаси» синонимия ипостаси и сущности была устранена: сущность преимущественно стала пониматься как общее в отличие от ипо­стаси как единичного – совокупности сущности и акциденций (каппадокий­ский кружок, Иоанн Филопон, Иоанн Дамаскин). Для обозначения суммы акциденций первоначально употреблялся термин πρόσωπον (лицо, лик, ли­чина), ставший затем (в 4–6 вв.) синонимом ипостаси. В христологических спорах 5–7 вв. применительно к истолкованию богочеловеческой личности Христа была разработана концепция сложной ипостаси как результата со­единения двух сущностей, или природ (Леонтий Византийский, Максим Исповедник и др.).

Литература:

  • Dörrie H. ̔Υπόστασις. Wort- und Bedeutungsgeschichte, – NAWG 1, 1955, S. 35– 92 (repr.: Platonica minora. München, 1976);
  • Chitchaline Y. A propos du titre du traité de Plotin Περὶ τῶν τριῶν ἀρχικῶν ὑποστάσεων (Enn. V 1), – REG 105, 1992, p. 253–261;
  • Hyparxis e hypostasis nel Neoplatonismo. Atti del I Colloquio Internationale del Centro di Ricerca sul Neoplatonismo. A cura di F. Romano e D. P. Taormina. Firenze, 1994;
  • Грезин П.К. Богословский термин «ипостась» в контексте позднего эллинизма, – Богословский Вестник 5–6, 2005–2006, с. 191–228.

Ю. А. ШИЧАЛИН