Библиографическое описание:
Шичалин Ю.А. АФИНСКАЯ ШКОЛА // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 201-203.


АФИНСКАЯ ШКОЛА платонизма, направление в Среднем платонизме 1–2 вв. н. э. и неоплатонизме конца 4 – сер. 6 в. 1) С середины 1 в. до н. э. платоническая догматика развивалась вне стен Академии и даже вне Афин – прежде всего в Александрии, в связи с чем возникло противопоставление академиков, т. е. представителей скеп­тической Академии, и платоников, признавших наличие платоновской дог­матики и необходимость положительной разработки платоновского уче­ния. Первый известный платоник Афинской школы – выходец из Египта Аммоний Александрийский (ум. ок. 80 н. э.). У него в 66–67 учился Плутарх Херонейский, по сочинениям которого («Платоновские вопросы», комментарии на «Тимея», толкования мифов, и пр.) можно представить общую направленность учения Аммония. Платонизм Аммония, сформи­ровавшийся в Александрии и опиравшийся на учение Древней Академии (Ксенократа), носил пифагорейскую окраску, в связи с чем следует пред­полагать влияние Евдора Александрийского. Не исключено также влияние Евдора на Никострата, который, по Симпликию, написал вслед за неким Лукием книгу возражений против ряда аристотелевских трактатов, исполь­зуя для критики Аристотеля стоические положения.

Стремление отделить учение Платона от аристотелевского характер­но также для Кальвена Тавра, о школе (διατριβή) которого можно соста­вить представление по Авлу Геллию: на занятиях читались и комменти­ровались тексты Платона, реже – Аристотеля; после лекций ученикам предлагалось задавать вопросы, которые тут же решались на основании книг предшественников или сочинений самого Тавра; избранных учени­ков Тавр приглашал домой на обеды, в ходе которых также обсуждались возникавшие «вопросы» (жанр философских бесед), о которых можно су­дить по «Пиршественным вопросам» Плутарха и самому Авлу Геллию. Стремление Тавра сохранить в чистоте платоновское учение поддержал его ученик Аттик (вероятно, первый диадох восстановленной Марком Аврелием в 176 платоновской кафедры в Афинах), для которого, одна­ко, характерны стоические элементы, объясняемые, впрочем, влиянием того же Евдора. Ученики Аттика – Гарпократион из Аргоса, Авл Геллий, Апулей, Герод Аттик.

В 3 в. разработка платоновской философии в Афинской школе, видимо, сменяется в основном общеобразовательными штудиями. Известен только один диадох, занятый проблемами платонизма: Евбул (сер. 3 в.), писавший о «Филебе», «Горгии» и аристотелевских возражениях на «Государство» Платона, автор сочинения «Платоновские вопросы». Хотя в Афинах в это время были известны (напр., Лонгину) соч. Плотина, его учение не нахо­дит там отклика. В 4 в. Афины известны как центр риторики, там препода­ют Юлиан Каппадокийский, Проэресий, Гимерий из Прусы, в 336–340 там учится Либаний, а в 355 – будущий император Юлиан 2) Для формирования Афинской школы неоплатонизма решающим было влияние Ямвлиха, философия которого была усвоена Академией, ви­димо, благодаря Приску и Ямвлиху Младшему, внуку Сопатра Апамейского, ученика и преемника Ямвлиха по руководству Сирийской школой неопла­тонизма. Первым диадохом постямвлиховской ориентации в Афинах был Плутарх Афинский (ум. 432). Его ученик и преемник – Сириан, после недол­гого схолархата которого во главе Афинской школы стоял Прокл (ум. в 485). При Плутархе, Сириане и Прокле в Афинской школе читался вводный курс аристотелевской философии (см. Александрийская школа, Аристотеля комментаторы), затем курс философии Платона, состоявший из 12 диало­гов, расположенных в строгой последовательности и соотнесенных с оп­ределенными разделами философии (т. н. «канон Ямвлиха»): «Алкивиад I» – протрептическое введение, побуждение к философии; «Горгий», «Фе­дон» – этика; «Кратил», «Теэтет» – логика; «Софист», «Политик» – физи­ка; «Федр», «Пир» – теология; «Филеб» – заключительный диалог, дающий сводку основных проблем платоновской философии; эти 10 диалогов со­ставляли первый цикл; второй, высший цикл состоял из «Тимея» (физика) и «Парменида» (теология); иногда в программу включалось «Государство» и «Законы» (политика). Завершался курс толкованием «Халдейских ораку­лов». В Афинской школе этого периода ревностно относились к законам языческого благочестия: соблюдались не только исконно греческие празд­ники, но и египетские, фригийские и пр. В Афинской школе учились алек­сандрийцы, благодаря чему развитой афинский неоплатонизм привился там: у Плутарха учился Гиерокл, у Сириана – Гермий (его комментарий к «Федру» восходит к лекциям Сириана), у Прокла – Аммоний, сын Гермия. Среди слушателей Афинской школы этого периода – автор Ареопагитского корпуса.

Последовавшие за Проклом диадохи не могли поддержать заданный им стиль преподавания: Марин больше математик, чем философ; Исидор Александрийский, доверявший божественному озарению больше, чем сис­тематической разработке философии; Гегий и Зенодот – фигуры мало из­вестные и незначительные. Только при последнем схолархе, Дамаскии, в Афинской школе восстанавливается «канон Ямвлиха».

Для Дамаския – как и для Сириана до него – характерен подчеркнутый антиаристотелевский пафос (иной раз он упрекает в аристотелизме даже Прокла, позиции которого в ряде принципиальных вопросов он предпо­читает ямвлиховскую), его комментариям свойствен больший прагматизм и интерес к конкретным деталям, а систематическим «Первым началам» – еще большая, чем у Прокла, схоластическая разработанность, не отменяю­щая, однако, доктринальной самостоятельности и умозрительной глубины.

В 529 появился эдикт имп. Юстиниана, запрещавший преподавание еретикам, евреям и «одержимым безумием эллинского нечестия», а также специальное постановление, направленное в Афины и запрещавшее языч­никам «преподавание философии и толкование законов». Афинская школа прекратила преподавание. Вероятно, в конце 531 Дамаский с 6 платоника­ми (в их числе Симпликий и Прискиан), «высшим цветом философов» (по замечанию Агафия, из чьей «Истории» (II 28–32 Keydel) известен этот эпи­зод), отправляется из Афин ко двору персидского царя Хосрова I (восшед­шего на трон 13 сентября 531). В конце 532 Хосров, заключив «вечный мир» с Юстинианом, добился для философов-язычников разрешения обретаться в пределах Византийской империи, не подвергаясь преследованиям за свои убеждения. По версии М. Тардье, поддержанной И. Адо, к Хосрову отпра­вился один Дамаский, который и добился внесения соответствующей ста­тьи в текст мирного договора. Остальные платоники обретались в Харране (Каррах, в Месопотамии, в 30 км на юго-восток от Эдессы): существовав­шая здесь до 1081 философская школа была одним из важных источников влияния разработанного в Афинской школе платонизма на мусульманскую философию.

Литература

  • Proclus. Théologie Platonicienne, livre I, P., 1968, p. IX–LIV;
  • ENTRETIENS 21. De Jamblique à Proclus. Publiés par O. Reverdin et al. Vandv.; Gen., 1975;
  • Dillon J. The Middle Platonists. L., 1977. 19962;
  • Dörrie H., Baltes M. (Hrsg.). Der Platonismus in der Antike. I–III. Stuttg.; Bad Cannst., 1978–1993;
  • Tardieu M. Sabiens coraniques et “Sabiens” de Harran, – Journal Asiatique 274, 1986, p. 1–44.

См. также лит. к ст. Академия, Александрийская школа, Средний платонизм, Неоплатонизм.

Ю. А. ШИЧАЛИН