Библиографическое описание:
Лебедев А.В. АПЕЙРОН // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 138-140.


АПЕЙРОН (греч. ἄπειρον, от ἀ – отрицательная частица и πέρας – конец, предел), термин древнегреческой философии, означающий «бесконечное»; в пифагорейско-платоновском словоупотреблении означает также «неопре­деленное, неоформленное» (отсутствие внутренних границ).
Как космогонический принцип бесконечное занимает существенное место в древнейших мифологических картинах мира. Уже в «Огдоаде» (Восьмерице) – др.-египетской Гермопольской теогонии (2-е тыс. до н. э.) – в качестве одной из четырех космогонических прапотенций выступает олицетворение бесконечного (Хух и Хаухет). Др.-индийская ведическая традиция учит об Адити (персонифицированная бесконечность) как о ма­тери богов Адитьев – охранителей космического закона «рта». В древне­греческой орфической теогонии мировое яйцо зарождается в «бесконеч­ном хаосе» (пространстве). Проблема апейрона, в частности бесконечности Вселенной и праматерии, обсуждалась в научно-философской традиции начиная с Милетской школы и, по свидетельству Аристотеля (De Caelo I 5, 271b2–8), оказалась едва ли не основным источником всех противоре­чий между теориями Вселенной, выдвигавшимися его предшественниками. Предметом последовательного осмысления апейрона впервые стал в элей­ской школе, прежде всего в апориях Зенона Элейского, причем негативное отношение к апейрону у Парменида и Зенона (регресс в бесконечность, как впоследствии и у Аристотеля, здесь принимается за доказательство абсурд­ности и, следовательно, нереальности соответствующего объекта) сменяет­ся признанием апейрона атрибутом «бытия» у Мелисса.
Классический античный анализ понятия апейрон дан Аристотелем в «Физике» (III, 4–8): апейрон возможно лишь акцидентально и потенци­ально, но не субстанциально и актуально. Разбирая воззрения своих фило­софских предшественников, Аристотель замечает, что «все они полагают апейрон неким онтологическим принципом (Phys. 203а3, b4), но при этом одни (большинство досократических натурфилософов) рассматривают его лишь как «атрибут другой субстанции», тогда как Платон и пифагорейцы гипостазируют апейрон и рассматривают его само по себе. Это наблюдение Аристотеля подтверждается текстами милетских философов (Анаксимандр, Анаксимен), Диогена Аполлонийского и Анаксагора. Апейрон выступает как атрибут (на грамматическом уровне – прилагательное) космогониче­ской праматерии, объемлющей извне оформленный космос и поглощаю­щей его после гибели: отсюда утверждение Аристотеля, согласно которому большинство натурфилософов, включая Анаксимандра, принимали апей­рон за первоначало (архе).
Существенно иным было понимание апейрона в пифагорейско-плато­новской традиции: здесь апейрон (беспредельное) рассматривается только как член оппозиции предел – беспредельное, но и в то же время гипостази­руется и потому грамматически выражается субстантивированным прила­гательным среднего рода (τὸ ἄπειρον, ср. нем. Das Unendliche). В пифагорей­ской таблице основных онтологических противоположностей у Аристотеля (Met. I 5, 986а23 сл.) оппозиция предел – беспредельное (апейрон) занима­ет первое место, причем апейрон оказывается в одном понятийном ряду с четным, множеством, левым, женским, движущимся, кривым, тьмой, злом и неправильным прямоугольником – см. «пределополагающие» (ак­тивные) и «беспредельные» (пассивные) элементы в подлинных фрагмен­тах Филолая. Платон включил эту оппозицию в систему четырех онтоло­гических принципов «Филеба» (23с) наряду с «причиной» и результатом их «смешения»; позднее, в «неписаном учении», она развилась в оппо­зицию одно – неопределенная двоица. Пифагорейско-платоновская оп­позиция предел–апейрон (параллельная оппозиция эйдос – пространство «Тимея») – прямая предшественница формы-и-материи Аристотеля; пока­зательно, что Аристотель сам осознавал понятийную близость платоновско­го апейрона – бесконечности, неопределенности и текучести – тому онтоло­гическому принципу, которому он впервые дал имя «материала, материи» (Phys. 207b35). Плотин (Enn. II 4, 15) принимает отождествление апейрона и «материи», но последовательный монизм заставляет его подчинить апей­рон единому в качестве момента его эманации.
Лит.: Edel A. Aristotle’s theory of the infi nite. N. Y., 1934; Mondolfo R. L’infi nito nel pensiero dell’ antichita classica. Fir., 1956; Sinnige Th. G. Matter and infi nity in the presocra­tic schools and Plato. Assen, 1968; Sweeney L. Infi nity in the Presocratics. The Hague, 1972; Лебедев А. В. ΤΟ ΑΠΕΙΡΟΝ: не Анаксимандр, а Платон и Аристотель, – ВДИ, 1978, 1, с. 39–54; 2, с. 43–58.

А. В. ЛЕБЕДЕВ