Библиографическое описание:
Мочалова И.Н. ПОЛЕМОН // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 597-599.


ПОЛЕМОН (Πολέμων) (ок. 350, Афины – 276 до н. э., там же), др.-греч. фи­лософ-платоник, схоларх Академии с 314 по 276 до н. э.
Жизнь. Коренной афинянин, П. родился в богатой семье; известно, что его отец Филострат занимался разведением скаковых лошадей (D. L. IV 17). Дошедшее до нас жизнеописание П. представляет собрание анекдо­тов и нравоучительных историй, большая часть которых собрана у Диогена Лаэртия (D. L. IV 16–20). Наиболее яркий эпизод биографии П., часто пе­ресказываемый античными авторами в воспитательных целях (fr. 15– 33 Gigante), – это история обращения П. к философии благодаря встрече с Ксенократом. Общение с философом определило образ жизни П.: подоб­но учителю он приобрел твердый нрав и невозмутимость, что сделало его известным и уважаемым в Афинах. После смерти Ксенократа преданный ученик возглавил Академию.
О сорокалетней деятельности П. в качестве схоларха практически ни­чего не известно. По-видимому, он не принимал участия в публичной жиз­ни Афин, проводя все время в стенах Академии в тесном общении с уче­никами и друзьями, платониками Кратетом и Крантором. Как пишет Цицерон, «Полемон, Кратет и Крантор, объединившись в Академии, тща­тельно хранили то, что получили от своих предшественников» (Cic. Acad. I 9, 34). В частности, представители нового поколения платоников продол­жили изучение и толкование сочинений Платона, сохранили практику ака­демических дискуссий и учебных диспутов, хотя их интерес, очевидно, сместился в область практической этики, ибо, по мнению П., прежде всего «должно упражнять себя в поступках, а не в диалектических умозрениях» (D. L. IV 18).
Сочинения. Как сообщает Диоген Лаэртий, П. был автором многих со­чинений, однако до нас не дошли ни сами сочинения, ни даже их названия. Исключение составляет название работы П. «О жизни в согласии с приро­дой» (Περὶ τοῦ κατὰ φύσιν βίου), о которой говорит Климент Александрийский (Strom. VII 32, 9).
Учение. Философские воззрения П., как и его образ жизни, сформиро­вались под влиянием Ксенократа. Следуя учителю, утвердившему деление философии на физику, этику и логику (Xenocr. fr. 1 Heinze = Sext. Adv. math. VII 16), и не претендуя на оригинальность, П. разрабатывает все три об­ласти философии. Нельзя исключить, что сам П. осознавал свою роль как систематизатора академического платонизма и, вероятно, одним из первых предпринял попытку согласовать раннеакадемические учения с учениями Аристотеля и Теофраста (впоследствии это согласие подчеркивал Антиох Аскалонский).
П. разделял также такие характерные для Академии доктрины, как уче­ние о первых принципах, мировой душе и др., о чем свидетельствует очерк физики «древних» Антиоха (Cic. Acad. I 24–29), источником которого, как считают, могли быть сочинения П. (Sedley; Dillon). Несмотря на скудность информации, не позволяющую в полной объеме реконструировать метафи­зические воззрения П., можно утверждать, что он был убежден в единст­ве и целостности космоса, определяемых соразмерностью его частей, в са­модостаточности космоса, подчеркивая, что «космос – это бог» (Aёt. I 7, 30, p. 304b1 Diels (Stob. I 1, 29b. 43); ср. с концепцией космоса Филиппа Опунтского).
Положение о гармоничности и самодостаточности космоса П. конкре­тизирует, разрабатывая этические учения, в частности учение о самодоста­точности и самосохранении каждого живого существа, ибо «каждое живое существо с момента рождения заботится о себе… стремится развить при­родные задатки (prima naturalia) и избежать противоположного»; «каждое живое существо любит себя и от самого рождения стремится к самосохра­нению» (Cic. De fi n. II 33–34; V 24 sq.).
Этот базовый принцип, в свою очередь, П. кладет в основу учения о жизненной гармонии, выражающейся известной формулой «жизнь в согла­сии с природой» (e. g. Cic. De fi n. II 34; IV 14; V 27). Как сообщает Плутарх, согласно Ксенократу и П., «в природе и в согласии с природой лежат ос­новные элементы счастья (Plut. Comm. not. 1069e). Само же счастье П. оп­ределяет как «самодостаточность по отношению... к большей и наиболее важной части благ. Он полагает, что счастье не может быть достигнуто без добродетели, в то время как добродетель – достаточное условие для сча­стья, даже без телесных и внешних благ» (Clem. Strom. II 133, 7). Признание добродетели достаточной для счастья может рассматриваться как отличи­тельная черта этической доктрины П.
Сопоставление этических воззрений П. с воззрениями других академи­ков позволяет говорить о тенденции к усилению этического ригоризма, ока­завшего влияние, в частности, на Зенона из Кития, ученика П. и основателя стоицизма. В силу этого П. оказывается своеобразной переходной фигу­рой между платонизмом и стоицизмом. Кроме того, философские воззре­ния П. и его идеи о единстве учения Академии оказали влияние на Антиоха Аскалонского, с именем которого связано возрождение догматической ака­демической традиции в 1 в. до н. э. Для Антиоха П. представляет завер­шение развития древнего платонизма в качестве законченной и целостной системы.
Фрагм.: Gigante M. Polemonis Academici fragmenta, – RAAN 51, 1976, p. 91–144; Idem. Polemonis Academici fragmenta. Nap., 1977.
Лит.: Brink C. O. Oikeiosis and oikeiotes: Theophrastus and Zeno on Nature in Moral Theory, – Phronesis 1, 1955, p. 123–145; Sedley D. The Origins of Stoic God, – Traditions of Theology: Studies in Hellenistic Theology, its Background and Aftermath. Ed. by M. Frede and A. Laks. Leiden, 2000, p. 41–83; Dillon J. The Heirs of Plato. A Study of the Old Academy (347–274 B.C.). Oxf., 2003 (рус. пер.: Дж. Диллон. Наследники Платона. СПб., 2005).

И. Н. МОЧАЛОВА